Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Социально-философский подход в изучении явлений общественного бытия заключается в том, что философский дискурс связан с высоким уровнем научной абстракции. Подобный подход, сочетающий рефлексию над умозрительными сущностями с аксиологической рационализацией, представляется необходимым в исследовании проблематики зависимой личности в современном российском обществе. В этом отношении конструкт выступает как мыслительный образ онтологического явления. Под конструктами понимаются идеализированные объекты с установленными параметрами и свойствами, используемые в качестве познавательных «матриц» для построения когнитивной схемы, в частности - для теоретического описания суммы свойств и характеристик эмпирических объектов. Конструкт призван играть основополагающую роль в деле формирования теоретической модельной матрицы изучаемого явления посредством определенных гипотетических допущений и теоретической идеализации. В данном исследовании сформулирован авторский методологический конструкт осмысления зависимой личности в пространстве российской социальности, способный адекватно отразить социальную среду формирования подобного типа личности, ее характерные черты и поведенческие практики проявления. Конструкт включает следующую логически выстроенную последовательность рефлексии развернутых базисных понятий или их свойств: личность; зависимость как феномен сознания и поведения, cвязанный с процессом удовлетворения определенных потребностей на уровне личности и ее поведения; патологическая зависимость; виды зависимостей; социальная среда формирования зависимой личности; зависимая личность; поведенческие практики зависимой личности. Предложенный методологический конструкт, воплощающий теоретический инструментарий анализа, базируется на таких концептах и подходах, как: а) теория сложного общества, б) концепция девиации, в) концепция стратегии жизни жизненных сценариев включения личности в систему социальных связей, г) концепция «общества спектакля» и теория «играизации», д) концепция гедонистического потребления; е) теория символического конструирования социальной реальности.
Авторский конструкт неизбежно включает виртуальную реальность в число базисных понятий и свойств в контексте определения зависимости как феномена сознания и поведения. В подходе социальной философии виртуальная реальность выступает в качестве интерактивной имитации реальной среды, представляя собой иллюзорный мир, куда погружается аддиктивная личности51. Человек, вовлеченный в зависимость, уходит в подобный «иллюзорно-компенсаторный мир» посредством символического конструирования социальной реальности (игромания, наркомания и т.п.) Замена объективной реальности виртуальным миром вызвана потребностью полностью «отстраниться» от жизни и ее проблем, избавиться от душевного дискомфорта. Этот радикальный способ в основном предоставляют компьютерные игры, создающие совершенно иной мир. Если человек основное время проводит в виртуальном мире, там находятся его основные потребности и желания, то эта искусственно созданная реальность становится для него подлинной жизнью, и выход его из виртуальной реальности вынужденный, поскольку связан с получением возможности в нее вернуться. Соотношение виртуальной реальности и зависимости обусловлено определением последней как феномена сознания и поведения, связанного с трансформирующейся социальной реальностью, отражающей состояние зависимости от определенного вещества или образа поведения, когда трансформация личностных ценностей и смыслов в ситуации роста отчуждения и социальной неопределенности, что ведет к тому, что набирает силу саморазрушающее поведение, связанное со стремлением уйти от реальности через искусственное изменение своего психического состояния.
В сознании индивида формируется установка, что главное в жизни есть видимость, да и само его социальное существование есть спектакль, от которого невозможно оторваться. Конкретная жизнь сводится к спекулятивному пространству, а человек, погрузившись в подобный спектакль, лишается способности критической рефлексии и тем самым оказывается в социальной изоляции52.
Формируются симулятивные образы, имеющие мало общего с социальной реальностью, но зато способные активно воздействовать на человека и весь социум. По определению социального философа Т.А. Шалюгиной, симулятивный образ выступает в качестве представления об объектах социального мира, сформировавшегося в результате прямого или косвенного воздействия иллюзорных, симулятивных характеристик и свойств данного объекта, что ведет к замещению реальности и даже ее полному вытеснению из процессов социального функционирования 53.

 51 См.: Коловоротный С.В. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством// Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, № 1.
52 Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2008, С. 194.
53 Шалюгина Т.А. Имитация в современном российском обществе: сущность, субъекты воздействия, социальное пространство проявления.- Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011, С. 249.

Совокупность ценностных установок, проистекающих из образа жизни человека, ведут к формированию его картины мира, комплекса представлений и ощущений о сущности жизненного бытия, его закономерностях и нормах. Однако в современных условиях российское общество подавлено имитациями. Соответственно, изображение и внешнее подобие деятельности или ее результата оказываются более значимыми, чем сама деятельность и ее реальные результаты54. Экспликация обозначенных теоретико-методологических подходов позволяет в контексте социально-философского анализа отрефлексировать понятие зависимой личности, выявить социальную среду формирования, характерные черты и поведенческие практики проявления зависимой личности в российском обществе, обрисовать траектории дальнейшего социально-философского анализа. В итоге социально-философский подход предполагает рассмотрение зависимой личности: через социальную среду, включая культуру как совокупность символических программ мышления, чувствования и поведения людей; через социальную детерминацию и социокультурную причинность; через потребности и интересы; через поведенческие практики и их социальные последствия. Изучение социальной нормы, аномалии и социальной дезорганизации как фундаментальных аспектов социальной реальности осуществляется достаточно активно. В трудах исследователей «нормальная» зависимость выступает в качестве повсеместного психологического феномена, поскольку многие сталкиваются с проблемами, когда вынуждены рассчитывать на помощь других, или когда возникает потребность в иллюзорно-виртуальном ключе урегулировать конфликты, избежать острых проблем, компенсировать дефицит общения и т.п.
«Патологическая» же зависимость связана с «синдромом зависимой личности» и квалифицируется в качестве психического нарушения. Д.А.Автономов недаром говорит о тако феномене, как первичное патологическое влечение, выступающее в качестве специфической интенции к объекту зависимости. Для него патологическое влечение есть континуум, который простирается от незначительного эмоционального дискомфорта до разрушительного влечения55.
Так, при наличии ситуации игровой зависимости диагноз патологии ставится, когда наличествуют следующие признаки: два и более эпизодов азартных игр за последний год; возобновление эпизодов азартных игр, хотя отсутствует материальная выгода; отсутствие способности осуществлять контроль влечения к игре, невозможность прерывания ее волевыми усилиями; непрерывная фиксация мысленных представлений на игре и всем, что связано с этим56. Отсюда проистекают поведенческие практики зависимой личности, в основе возникновения и развития которых, согласно Д.В. Четверикову, лежат такие психологические механизмы, как конвенциональный, являющийся следствием аддиктивной социализации; диссоциальный, обусловленный способами адаптации в антисоциальных группах; интегрирующий, который развивается при наличии аддиктивных индивидуальных установок, способных дезинтегрировать психическую деятельность57. Определенное теоретико-методологическое значение приобретает также личностное социально-психологическое пространство. Выдвижение данного понятия связано с тем, что личность обладает своим пространством, которое отличается значимыми для нее связями и отношениями, совокупностью жизненных смыслов, значений и ценностей.58 В дискурсе взаимодействия психологии и медицины источником и причиной зависимого поведения является столкновение устоявшихся и апробированных культурных механизмов ценностей и поведенческих норм с новыми условиями социального существования. Ослабление норм, регулирующих индивидуальное поведение, социокультурный кризис, отсутствие четких социальных эталонов неизбежно приводит к доминированию в современном российском обществе социально слабо контролируемых индивидуальных человеческих страстей и желаний.
Таким образом, социально-философский подход в изучении явлений общественного бытия заключается в том, что философский дискурс связан с высоким уровнем научной абстракции. Особую значимость при этом приобретает концептуализация, задающая основы, теоретические нормативы и исследовательский каркас социального познания в русле рефлексивной деятельности по осмыслению предмета исследования и его специфики, формирующая методологию и категориально-понятийную «канву» исследования.

 
54 Вальдман И.А. Инновационная деятельность и возможности преодоления имитационной парадигмы//Философия образования, 2009, № 1, с. 46.
55 Автономов Д.А. Первичное патологическое влечение к игре. Взгляд с феноменологической и метапсихологической точки зрения//Журнал практической психологии и психоанализа. 2009, № 2//http://psyjournal.ru/
56 Старшенбаум Г.В. Игромания//Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, № 1//http://psyjournal.ru/
57 Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности. Автореф. дисс. …докт. психолог. наук. – Новосибирск, 2002. 58 Соина И.А. Динамика ценностных ориентаций личности в ее изменяющемся социально-психологическом пространстве. Автореф. дисс. …канд. психолог. наук. – М., 2011.

Экспликация обозначенных теоретико-методологических подходов позволяет в контексте социально-философского анализа отрефлексировать понятие зависимой личности, выявить социальную среду формирования, характерные черты и поведенческие практики проявления зависимой личности в российском обществе, обрисовать траектории дальнейшего социально-философского анализа. Подход, заложенный в смыслоустановках предложенного конструкта, исходит из того, что в условиях нарастания социальной неопределенности широкое распространение приобретают проявления зависимой личности в современном российском обществе в новых условиях включения личности в систему социальных связей. В итоге социально-философский подход предполагает рассмотрение зависимой личности: через социальную среду, включая культуру как совокупность символических программ, связанных с мышлением, чувствами и поведением людей; через социальную детерминацию и социокультурную причинность; через потребности и интересы; через поведенческие практики и их социальные последствия.