Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРЕМЛЕНИЕ К МИРУ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Международные отношения в начале 2014 года приобрели характер радикальных политико-экономических осложнений в отношениях России с США и большинством европейских стран. Обвинения Западом российского руководства в исповедовании агрессивных намерений по отношению к соседним государствам стали постоянным информационным тезисом. Предпринята попытка объяснить поведение российского руководства его приверженностью к идее великодержавности и стремлению к возвращению в этой связи утраченных территорий.
Выдвигаемые Западом претензии и их мотивировка не имеют ничего общего с действительным положением дел. Если подойти к отмеченным обстоятельствам со строго научных позиций, то можно уверенно говорить о том, что в занимаемой российской дипломатией внешнеполитической линии прослеживается последовательная верность тем общеизвестным мирным принципам международного права, начало которым было положено ещѐ царским правительством. В октябре 1868 года в Санкт-Петербурге прошла конференция, на которой обсуждались вопросы, связанные с упорядочением военных действий. Принятая на ней «Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль» начинается со слов «по предложению Императорского Российского Кабинета»2. Здесь же стоит отметить, что на этой же конференцииотдельные западные страны, в частности Англия, выступали против российских предложений по изъятию из практики войн всех других варварских средств их ведения.
Среди следующих значительных вкладов России в международное право нельзя не упомянуть о результатах работы Гаагской конференции 1899 года, опять же созванной по инициативе императора Николая II. В разосланной европейским коллегам 12 августа 1898 года министром иностранных дел России графом Муравьѐвым циркулярной ноте говорилось и о необходимости «охранения всеобщего мира», и о возможном «сокращении тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений». Обращали на себя внимание и слова циркуляра о том, что было бы своевременно «положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастья – таков ныне высший долг для всех государств»3.При всей человеческой пафосности текста отношение к нему со стороны многих зарубежных партнѐров было весьма сдержанным.
Тем не менее, конференция открылась 18 мая 1899 года и продолжалась до 29 июля. Председателем конференции был избран представитель России, посол в Лондоне барон Стааль. Окончательные тексты решений готовились при активном участии члена российской делегации юриста Ф.Ф. Мартенса. Не вдаваясь в тонкости принятых документов, отметим важность «Конвенции о мирном улаживании международных столкновений». Именно в этой «Конвенции…» Ф.Ф. Мартенс видел возможность «путѐм взаимного и миролюбивого обсуждения международных споров… предупредить войну»4.
По результатам работы второй Гаагской конференции (15 июня – 18 октября 1907 года)в подтверждѐнной «Конвенции о мирном решении (слово «улаживание» заменено на более активное – «решение»)международных столкновений» записано: «С целью предупредить, по возможности, обращение к силе между государствами, Договаривающиеся державы соглашаются прилагать все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение международных несогласий»5. Следует опять же подчеркнуть, что конференция созывалась по инициативе российского правительства и что председателем конференции был российский посол в Париже А.И. Нелидов. В секретной инструкции министр иностранных дел А.П. Извольский писал А.И. Нелидову: «Созыв Второй Конференции Мира по высочайшей воле государя императора был вдохновлѐн тем убеждением, что русское правительство, которому принадлежал общий почин в деле пропаганды идей международного мира, не должно выпускать из своих рук дальнейшего его направления»6. Учитывая процесс подготовки инструкций – наставлений, тем более секретного характера, не вызывает никаких сомнений, что их содержание было одобрено, а в отдельных моментах, видимо, и продиктовано лично «государѐм императором».



2«Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль»stat.doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id..
3Гаагская мирная конференция 1899 года. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и Е.А. Ефрона. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/25267/Гаагская
4Николаев Н.Ю. Россия и Гаагская мирная конференция 1899 г. Ресурс доступа:http://www.dissercat.com/content/rossiya-i-gaagskaya-mirnaya-konferentsiya-1899-goda
5 1 Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. http://docs.pravo.ru/document/view/20935707/20043895/ 
6О второй Гаагской конференции мира. http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf/88ff23e5441b5caa43256b05004bce11/01e86e25720c38ca442579a300227e0...

Анализ приводимых документов непредвзято приводит к выводам о том, что с середины XIXвека императорская Россия неоднократно выступала с инициативами о введении в международные отношения элементов стабильности и мирного разрешения возникающих между государствами «несогласий и столкновений». Более того, из цитируемой инструкции видно, что Николай II не только был вдохновлѐн пропагандой идей международного мира, но и не желал выпускать из своих рук этого важнейшего и инициативного направления во внешней политике России. Отсюда недвусмысленно следует, что, как бы не стремились другие участники международного сообщества демонстрировать свои «добрые намерения», тем не менее, бесспорным фактом является исторически доказанная лидирующая роль России в еѐ стремлении в введении в практику мирового общения мирных инструментов разрешения возможных конфликтов. К значительным политическим явлениям такого же рода можно отнести многочисленные международные события и документы как советского, так и настоящего времени, в которых с завидной последовательностью сохраняется миролюбивая направленность внешней политики страны. Ведущие державы вели борьбу за достижение экономического и военного превосходства друг над другом. Отражением этой бескомпромиссности стала первая мировая война, которая привела Россию к большевистской революции. Однако новая (абсолютно неприемлемая для Запада) власть продемонстрировала редкую приверженность идеям Гаагских конвенций и мирным тенденциям во внешней политике России. Принятый 8 ноября 1917 г. первым Всероссийским съездом Советов «Декрет о мире» явил собой беспрецедентный пример открытости и готовности советского правительства к мирным методам прекращения кровопролитной войны. Вопросы мирного урегулирования последствий первой мировой войны решались на Парижской конференции 1919 г. ,в работе которой принимали участие 27 стран. (Представители советской России, как это ни удивительно, приглашены не были.) На конференции прозвучало предложение президента США Вильсона по созданию многосторонней международной организации – Лиги Наций, которая и начала свою деятельность с 1919 года. (Для полноты изложения уместно отметить, что Россия была приглашена западными странами в Лигу Наций только в 1934 году, а проповедующие идеи демократии США решились на признание Советского Союза только к 1933 году.)
Серьѐзным вкладом в развитие борьбы за мирное развитие межгосударственных отношений явилось участие СССР в Женевской конференции по разоружению 1932 – 1935 гг., созванной по решению Совета Лиги Наций. На конференцию приехали представители 63 государств. Важность данного международного форума подчѐркивалась тем обстоятельством, что 9 из приглашѐнных на него государств, включая СССР, в Лигу Наций не входили7. Однако, именно участие советской делегации способствовало принятию документов, направленных на обмен данными о вооружѐнных силах и военных бюджетах, о замораживании количественных параметров армий8. Мировые процессы, имевшие место после Второй мировой войны, включая появление ядерного оружия и крах колониальной системы, вызвали дальнейшую активизацию советской дипломатии в поисках и инициированию новых международных инструментов по обеспечению мира. Поддержка в образовании ООН, предложения по ограничению ОМУ, одобрение итогов Заключительного совещания в Хельсинки (1975 г.), а затем и провозглашения ОБСЕ (1995 г.) закрепили лидирующее положение Советского Союза в отстаивании прав народов на мирное сосуществование. Оформление многосторонней межгосударственной дипломатии после распада СССР (1991 г.) и отмирания «биполярной системы»дополнительно оказало существенное влияние на повышение авторитетности международного права, придав ему глобальный характер.
Свою последовательную мирную внешнеполитическую позицию российское руководство обозначает и в государственных документах. В частности, в статье 32 пункт «с» Концепции внешней политики Российской Федерации (2013 г.) прямо говорится, что Россия «добивается политико-дипломатического урегулирования региональных конфликтов на основе коллективных действий международного сообщества, исходя из того, что современные конфликты не имеют силовых решений и их урегулирование следует искать через вовлечение всех сторон в диалог и переговоры, а не через изоляцию какой-либо из них»9. Акцент на неприятие «силовых решений» и упор на «вовлечение всех сторон в диалог и переговоры» являются, таким образом, «краеугольными камнями» внешней политики России.
Описанные подходы к урегулированию возникающих конфликтов демонстрировалисьроссийским руководством и в случае с Украиной. План В.В. Путина из 7 пунктов был положен в основу разработки реальных миротворческих мероприятий. Неизменность внешнеполитических шагов России в отстаивании курса на «стремление к миру» и рост еѐ международного авторитета вызывает раздражение у западных деятелей, считающих только себя истинными миротворцами. Подчѐркивание руководством США исключительности своего положения в мире и возможности единолично без оглядки на кого бы то ни было (в том числе и Совет Безопасности ООН) решать военными средствами проблемы своей безопасности не могут получить одобрения мирового сообщества. В этой связи проводимая Россией миролюбивая внешняя политика приобретает особую ценность.

 
7Среди них: США, Афганистан, Бразилия, Египет, Коста-Рика, Мексика, Турция, Эквадор.
8Публ.: 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917—1967. Сб. документов, М., 1967;
9Концепция внешней политики Российской Федерации (2013 г). http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051b...


Список литературы
1. Гаагская мирная конференция 1899 года. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и Е.А. Ефрона. [Электронный ресурс], URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/25267/(дата обращения: 26.09.2014).
2. «Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль»[Электронный ресурс], URL:http://zaki.ru/pagesnew.php?id=1523&page=1(дата обращения: 26.09.2014).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (2013 г). [Электронный ресурс], URL:http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257b160051b... обращения: 26.09.2014).
4. Николаев Н.Ю. Россия и Гаагская мирная конференция 1899 г. [Электронный ресурс], URL:http://www.dissercat.com/content/rossiya-i-gaagskaya-mirnaya-konferentsiya-1899-goda (дата обращения: 26.09.2014).
5. О второй Гаагской конференции мира.[Электронный ресурс], URL:http://www.mid.ru/bdomp/ns-arch.nsf/88ff23e5441b5caa43256b05004bce11/01e86e25720c38ca442579a300227e0... обращения: 26.09.2014).
6. 1 Гаагская конвенция о мирном решении международных столкновений. [Электронный ресурс], URL:
7. http://docs.pravo.ru/document/view/20935707/20043895/(датаобращения:26.09.14). 8. 50 лет борьбы СССР за разоружение. 1917-1967. Сб. документов,- М., 1967