Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Авторы:
Город:
Тамбов
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.
Переживаемые российским обществом коренные трансформации, детерминированные попытками модернизации социальных механизмов взаимодействия, поставили проблему адаптации населения к новым социально-экономическим и политическим условиям в ранг наиболее значимых. Главной целью современного процесса адаптации граждан России к меняющимся условиям является создание полноценной гражданской идентичности. Данная форма идентичности, предполагает такие компоненты политической культуры как: деятельностное участие в общественно-политической жизни страны, свободный политический выбор, самоидентификацию себя как социума, влияющего на принятие политических решений. Подобная идентичность группы людей существует и организуется вокруг политических институтов. Именно через политические институты реализуется представительство гражданами своих интересов в конвенциональных формах участия. Восприятие политических структур социумом прямо детерминирует характер гражданских отношений внутри него[1]. Согласно исследовательской позиции, основную роль в определении характеристик гражданской идентичности в широком смысле и конкретного восприятия политики как институционализированной формы взаимодействия в обществе играет уровень материального благополучия. Если ещѐ более глубоко войти в данную проблему то – экономическая идентичность. Именно существование различных по природе экономических идентичностей личности на всѐм массиве населения, определяет ключевую категорию мира политики и общественной жизни – интерес. Обладая объективными экономическими интересами, субъекту необходимо выполнять их защиту на уровне общественно-политической жизни, которая возможна лишь в развитом гражданском обществе. В случае если, в обществе не существует экономической идентичности, рождающей политический интерес, проецируемый на власть, то даже при наличии формальных институтов народовластия, все возможности влияния на политику очень быстро узурпируются государством.В правовых государствах, процесс регулирования общественных, экономических и политических интересов происходит в конвенциональных формах жѐстко регулируемых законодательством. Как показывает исторический опыт развития наиболее стабильных европейских государств, что отражено в ряде работ классиков политологии и экономики, основой успешного развития активисткой демократии является именно благосостояние, собственность[2]. В более узком и адекватном к предмету настоящего исследования – такой экономической идентичности личности, когда последняя осознаѐт ценность имеющихся ресурсов (собственности, денежных и финансовых благ) и стремится их соответствующим образом защищать. Отсюда необходимо сделать вывод о том, что экономическая идентичность личности является залогом гражданской идентичности. В рамках данной статьи, мы предполагается ответить на следующие вопросы: каким образом проходят процессы формирования гражданской идентичности среди населения г. Тамбова? Чем детерминировано то или иное восприятие гражданами политических институтов? Какова готовность тамбовчан к политической активности? Чем предопределяется политический выбор? Существует ли некая «среднедоходная» группа населения, и каковы еѐ политические ориентиры?
Для определения основных переменных и зависимостей между ними, Исследование проводится на базе данных Центра изучения общественного мнения г.Тамбова, полученного в ходе реализации проекта «Мониторинг деятельности администрации г.Тамбова – 2007 г.». Объем выборки составил 561 чел. Выборка репрезентирует население г.Тамбова по полу, возрасту, уровню образования и административному району города. Опрос проводился методом интервью по месту жительства. Обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета SPSS.





Исходя из приведѐнных в Табл. 1 и 2 данных, были выявлены чѐткие тенденции зависимости восприятия тамбовчанами общественно-политических институтов от уровня их материального благосостояния. Изначальным условием резонно было задать то, что в качестве представителя интересов среднедоходных групп населения, рассматривается партия «Единая Россия». Это связано с тем, что она позиционировалась в 2007 г. как и сегодня в качестве партии центра и партии «среднего класса». Более того, альтернатив данной организации в еѐ идейной нише тогда не существовало. Поэтому совершенно логичным является тезис о том, что граждане со средними доходами, склонны делать свой политический выбор в пользу ЕР. Для выявления групп населения со средними доходами, объединены подгруппы в Табл.1 – «выше среднего», «средний», «ниже среднего». Усреднѐнная доля слоя в выборке составляет 25-30%. Аналогичные вычисления целесообразно произвести и в группе с низкими доходами. Для этого были объединены две группы: «ниже среднего» и «низкий». Усреднѐнная доля низкодоходных слоѐв населения составляет около 26%. Исходя из этого, были определены две подгруппы обладающих принципиально разной политической самоидентификацией. Во-первых, «центристская группа» (поддерживающие «ЕР») – 32,4%, что соответствует численности части выборки со средними доходами. Во-вторых, «альтернативная группа» (поддерживающая КПРФ, ЛДПР и СР) – 29,6%, что также де-факто совпадает с долей горожан имеющих невысокие доходы[3]. Тем не менее, значительная часть опрошенных респондентов – 35,3% (табл. 2) не видит в представленных политических силах подлинных защитников своих интересов. Очевидно, это является следствием того, что большая доля тамбовчан относится к группе с низким уровнем дохода и социального благополучия. Данная часть социума подвержена аполитичности, риску неконвенциональных форм политического поведения, радикализму. Кроме того, определѐнный вклад в абсентеистские настроения вносит и тот факт, что все названные организации не были созданы «снизу», в соответствии с общественными потребностями. Данные партии создавались «сверху», во многом искусственно, что и заставляет часть граждан не воспринимать их в качестве проводников общественных чаяний и надежд. В Табл.3 в качестве подтверждения исследовательской парадигмы, приведѐн показатель социального настроения тамбовчан относительно изменений в собственной жизни за последний год. Так, выделяется снова «центристская» группа («несколько улучшилась» и «осталась без изменений» - в среднем 36%), видящая явные улучшения своей жизни. Также присутствует значимая доля тех, которые воспринимают изменения в жизни как негативные («несколько ухудшилась», «значительно ухудшилась» - в среднем 21,6%).
Основываясь на полученных результатах – тамбовчане не являются аполитичным сообществом, в данном социуме существуют предпосылки для формирования полноценной гражданской идентичности в будущем. Так, среди горожан существуют чѐтко разделѐнные политико-идентификационные группы, распределение которых детерминировано уровнем материального благосостояния. Наличие указанных групп является незаменимым электоральным ресурсом для соответствующих политических организаций. Более того, наличие многочисленной доли тех кто «не видит» общественных объединений и партий, представляющих его интересы (28,7%), формирует большой «рынок» для новых, не представленных в опросе политических сил. Основываясь на выявленных соотношениях, стоит предположить, что наиболее популярными на тамбовском политическом рынке окажутся партии и кандидаты, имеющие в своей программе сильный социальный и державнический компоненты[4]. Гражданская идентичность носит многогранный и всеобъемлющий характер, при этом она неразрывно связана с социально-экономической и политической идентичностью. Как показали результаты настоящего исследования гражданская идентичность детерминируется этими двумя видами феномена. Как явление социального развития человечества, гражданская идентичность включает в себя нормативные установки, ценности, оценочные суждения, самоидентификацию человека в составе социума. Анализируя гражданскую идентичность, подразумевается наличие активистских форм политической культуры, осознания гражданами важности собственного участия, довольно высокий уровень политической информированности, относительно реализующихся социальных проектов призванных привлечь жителей к участию. Таким образом, значимая часть населения г. Тамбова не видит среди ключевых российских общественно-политических организаций защитников своих интересов на государственно-политическом уровне. Поэтому, с практической точки зрения, политический рынок в этом сегменте свободен. Последнее особенно актуально в свете событий последних нескольких лет, когда наблюдается активное партийное строительство, образование множества общественных организаций, которые при должном подходе имеют шанс получить «не определившийся» электорат, активно позиционируя себя в качестве «лоббиста» интересов указанных слоѐв населения.

 Список литературы
1. Коврикова О.И. О положении среднего класса провинциального город. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки.. 2004. № 1 (33). С. 23-29.
2. Коврикова О.И. Политический статус общественного мнения в условиях актуализации публичности политики // Вестник Тамбовского университета. Серия. Гуманитарные науки. 2013. №. 2 (118). С. 239-242.
3. Коврикова О.И., Кулаков С.В. Прагматический контекст в оценке общественно-политических институтов российской молодѐжью // Сборник научных трудов 4-й международной конференции Международный диалог: Восток-Запад. 2013. С. 329-333.
4. Пайпс Р. Собственность и свобода. Московская школа политических исследований, 2000. С. 163-179.