Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политики, социокультурной сферы, повышение открытости общества, его быстрой информатизации и динамичности требуют новых подходов в организации управления педагогическим процессов в образовательной организации.

Для эффективности обновленных проектов необходимо определить особенности инноваций в образовании и специфику их изучения

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.[3]

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. [2]

Инновация в управлении образовательным процессом, с нашей точки зрения, форма управления развитием образовательного процесса, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию учебно- воспитательного процесса.

Кузькин Н.П. видит назначение инноваций в управлении современной школой в создании условий для целостного развития образовательного учреждения, как сложной педагогической системы. [2] В силу этого взгляда на инновационный процесс нам кажется, что принципиально важно создание такой модели управления, которая соответствует модели образовательного учреждения.

Конкретные виды деятельности, естественно, различаются своим предметным содержанием, при этом предмет понимается как то, на что направлено действие субъекта, к чему он определѐнным образом относится и что выделяется им из объекта в процессе его преобразования. Другое дело, что для инновационной деятельности чрезвычайно важно удерживать целостность объекта, это можно сделать, если и сама цель, и действия субъекта по еѐ реализации соотнесены с объектом, соразмерны ему. «Иначе говоря, предвидимый в цели результат предстаѐт здесь в качестве проблемы, разрешение которой происходит как развитие самого человека, его формирование как субъекта, способного постигать собственную меру объекта и действовать в соответствии с этой мерой». [3]

Критерием объектного в поле инновационного взаимодействия выступает возможность инновационного развития.

Педагогическая система вторична по отношению к образовательной системе, задающей целеполагание и соответствующие ценностные основания педагогической деятельности. Она выступает как искусственно созданный, специально организованный социальный механизм целенаправленного использования законов социализации, адаптации, индивидуализации, воплощаемый в чѐтко сформированных дидактических, технологических компонентах системы. При этом совершенно не обязательно, что в педагогической системе человек сохранит свой субъектный статус, а не станет средством, пусть даже самым важным, но лишь средством педагогического процесса.[1]

Управление образовательной организацией, как род управленческой деятельности, имеет свою специфику.

Поэтому попробуем вычленить специфику образовательной организации от типичных социальных систем в управленческом плане. Для выявления образовательной системы как управленческой ее целесообразно рассматривать как социально-педагогическую систему, имеющую сложную многоуровневую структуру.

Основными компонентами этой системы являются обучаемый, педагог, руководитель, учебно- вспомогательный и технический персонал. Организационная структура инновационного процесса в школе включает следующие этапы: диагностический – прогностический – собственно организационный – практический–   обобщающий – внедренческий.

С точки зрения управления педагогическим процессом, основные внутренние компоненты образуют определенного рода иерархию. Образовательный процесс идет по следующим коммуникациям: педагог – обучаемый, педагог – класс, педагогический коллектив – коллектив школьников. Поэтому образовательная организация с точки зрения управления может быть рассмотрена как система взаимодействия «руководитель – педагоги – обучаемые».

Важной особенностью образовательной организации является то, что здесь не всегда можно провести четкое деление на управляющую и управляемую подсистемы, т.к. педагоги и обучающиеся являются одновременно и субъектами управления поэтому в состав управляющей подсистемы в образовательной организации необходимо включать не только руководителей, но и каждого педагога и весь педагогический коллектив в целом. Учебно-воспитательный процесс управляемый и, следовательно, педагог, как субъект такого педагогического управления, осуществляет не только педагогическую, но и управленческую деятельность. [1]

Таким образом, с социальной точки зрения, с позиций последовательного информационного подхода управленческая и педагогическая деятельности тождественны. Хороший учитель в школе тот, кто четко знает, чего он хочет добиться в результате обучения школьников по всему курсу, разделу, теме, умеет поставить четкие цели на данный урок, систему уроков, перед самим собой и учащимися. Учитель-мастер умеет выстроить рациональную программу достижения этих целей, т.е. грамотно спланировать свою деятельность и деятельность учащихся. Он способен организовать деятельность учащихся, эффективно проконтролировать ход и результативность деятельности и внести в нее необходимые коррективы.

Таким образом, педагог в образовательном учреждении постоянно занимается управленческой деятельностью (он управляет учебной деятельностью школьников).

В образовательном учреждении труд руководителя синтезирует в себе все многообразие проявлений труда учителя и носит характер обобщенного учительского труда. Хорошим руководителем образовательного учреждения считается тот, кто умеет оказать помощь учителю, объяснить причину неудач, подсказать; не только требует, но и способен личным примером показать, как добиться той или иной педагогической цели.

В образовательной организации ученик является «субъектом» педагогического процесса потому, что может влиять на педагога, произвольно влияет на самого себя, ставит сам перед собой цели и реализует их, т.е. управляет своей собственной деятельностью.

Таким образом, основными компонентами образовательной организацией как системы при ее управленческом моделировании являются обучаемые, педагоги, родители. «Субъективность» в управленческом смысле всех представителей образовательной системы состоит в том, что все они осуществляют управленческую по характеру деятельность, и не всегда можно провести четкое деление на управляющую и управляемую подсистемы.

В инновационном процессе деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в проектировании реализации материализации идеи осуществляется под непосредственным руководством и прямым авторским участием руководителя образовательного учреждения. Это и определяет специфику образовательного учреждения, деятельности руководителя в управленческом плане.

 

Список литературы

1.      Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская. – М.: Инфра, 2011.

2.      Кузькин, Н.П. Инновации в управлении современным разовательным - http://www.rae.ru/monographs/143- kuz_kin%20n.p..doc.htm

3.      Лазарев, В. С. Управление нововведениями - путь к развитию школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. -2011. - № 1.