Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Моздок
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: в работе раскрыты основные направления формирования профессионального патриотизма у студентов. Охарактеризована роль каждого направления в формировании профессионального патриотизма. Проведена параллель между патриотизмом в целом и профессиональным патриотизмом.

Ключевые слова: патриотизм, профессиональный патриотизм, профессия, трудоустройство, дуальное обучение.

По данным Росстата число безработных в возрасте 20- 25 лет составляет 18%, и 167,2 % в возрастной категории 26-30 лет. Однако доверять статистики безработных граждан среди выпускников школ и молодых специалистов ненадежно, так как молодежь в сравнении с другими возрастными группами редко обращается за помощью к официальным структурам.

Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов:

1.                      в современных реалиях отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей (отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии);

2.                     это представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Часто абитуриент в выборе специальности не ориентируется в реальной ситуации на рынке труда, в потребностях нужного специалиста;

3.                     избыток специалистов гуманитарных наук и нехватка технических специалистов [7; С.48-50].

 Ежегодно анализируя трудоустройство выпускников техникума можно наблюдать такую тенденцию как высокий процент не трудоустройства выпускников, в связи с нежеланием выпускников трудиться по полученной специальности. Это можно объяснить отсутствием некой любви к выбранной профессии. Говоря о любви к выбранному делу, мы подразумеваем профессиональный патриотизм.

Профессиональный патриотизм – это неравнодушное отношение к своему роду деятельности, желание профессионального расти, постоянно совершенствоваться и добиваться новых успехов, прославляя свою профессию, специальность.

Необходимо установить степень сформированности профессионального патриотизма у студентов, а также определить способы воспитания профессионального патриотизма у обучающихся в рамках образовательного процесса. Рассмотрим некоторые направления в формировании профессионального патриотизма у обучающихся, которые необходимо осуществлять в образовательной организации [3; С.108].

Формирование патриотизма осуществляется по двум направлениям. В первом случае патриотизм формируется на общих интересах и ценностях государства, а во втором случае-патриотизм основывается на привязанности к родному краю, городу, семье. Так и становление профессионального патриотизма должно осуществляться на общих интересах и ценностях в рамках образовательного учреждения, а также на приверженности конкретной специальности, определенному роду деятельности.

Обращение к истории профессии воспитывает уважение к труду, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать ценность своей профессии, специальности. Студент должен гордиться своей профессией, осознавать ее важность для общества. В формировании профессионального патриотизма огромное значение имеет пример членов своей семьи, которые успешны в своей профессии.

Для формирования профессионального патриотизма у студентов необходимо:

– создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

– обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства студентов;

– последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

– грамотное взаимодействие с предприятиями, организациями;

– тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Рассмотрим роль каждого из выше перечисленного направления в формировании профессионального патриотизма.

Наличие в образовательном учреждении современного оборудования позволит студенту изначально осознать важность своей профессии, позволит ему на первых этапах понять интересна ли дня него профессия, желает ли продолжать в дальнейшем заниматься данным видом деятельности.

Для того чтобы студенты были увлечены своей будущей специальности преподавателям необходимо постоянно совершенствовать свои знания, чаще проходить стажировки на предприятиях. Современные технологии не стоят на месте, так и компетенции преподавателей должны совершенствоваться. В условиях процесса модернизации российского образования новые социально-педагогические условия предполагают изменения и в профессиональном мышлении, и в деятельности педагога, следовательно, должны меняться и подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Обновлению содержания повышения квалификации педагогов способствуют такие факторы, как реализация компетентностного подхода в подготовке педагогических кадров, соответствие содержания образовательных услуг запросам педагогов, формирование заинтересованности и личной ответственности в повышении своей квалификации [4; С.125].

Формирование духовного мира-это сложный процесс. Он заключается в том, чтобы привить студентам гордость за выбранную профессиональную деятельность посредствам творчества, встреч с лучшими в своей профессии, участие в мастер-классах, в конкурсах профессионального мастерства [6; С.105].

Грамотное взаимодействие с предприятиями, организациями – это один из главных показателей. Особенно эффективно он проявит себя при реализации дуального обучения, когда студент со второго курса отрабатывает свои практические навыки на конкретном предприятии. Дуальное обучение — это форма организации обучения, подразумевающая, что теоретическое обучение осуществляется в образовательной организации, а практическое обучение проходит на рабочем месте у работодателя. Дуальное обучение -это новая инфраструктурная региональная модель, которая обеспечивает взаимодействие следующих элементов: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального образования, профессионального самоопределения, оценки профессиональных квалификаций, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Современное обучение должно быть максимально приближено к реальному производству, в связи с этим вносятся изменения в федеральные государственные образовательные стандарты [5; С.147-150].

Немало важную роль в формировании профессионального патриотизма играет семья. Каждому родителю небезразлично какую профессию выберут его дети. Одни активно принимают участие в выборе ребенка, а другие ограничиваются советом. Родители могут во многом помочь детям при выборе профессии. В одних случаях родители прямо советуют детям, какую конкретную специальность им следует выбрать, в других - указывают лишь определенную область, в которой их дети могут применить свои силы, в-третьих - рассказывают о своей непосредственной работе и работе друзей, знакомых, в четвертых - предоставляют юноше или девушке право самим, самостоятельно, решать этот вопрос и лишь контролируют то, как это право используется [2]. Особую роль в выборе профессии имеют «профессиональные династии». Согласно современным данным, наибольшее количество профессиональных династий сформировалось в сфере энергетики, транспорта, научной деятельности. В рамках семейной культуры присутствует корреляция между ценностями и нормами, являющимися составным элементом культурных традиций семьи и формирующимися в рамках первичной социализации, с одной стороны, и последующим выбором профессиональной деятельности, с другой, содержание и характер которой не нашел комплексного освещения в научной литературе и требует специального изучения, что обуславливает актуальность исследований в данной сфере взаимодействия культуры и социума [1].

Таким образом, формирование профессионального патриотизма основная задача профессиональных образовательных организаций. На первых этапах уже закладывается интерес к выбранной профессии, который в последствие при грамотно организованной и проведенной работе перерастет в профессиональный патриотизм выпускников, что позволит сократить процент нетрудоустроенных выпускников по причине собственного нежелания заниматься выбранным видом деятельности. Данная работа должна проходить методично и не только силами образовательного учреждения, но при тесном контакте с предприятиями, родителями, общественными организациями.

 

Список литературы

 

1.        Пономарева Ю.А. Семейные традиции и профессиональная деятельность человека www.t21.rgups.ru

2.        Роль семейных традиций при выборе профессии http://oldage.ru/family_tradition.htm

3.        Саенко Л.А. Профессиональная социализация студентов средствами дистанционного обучения: проблемы, задачи, перспективы // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 108-111.

4.        Саенко Л.А., Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентностного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. № 43. С. 125-131.

5.        Саенко Л.А. Деструктивные факторы профессиональной социализации / В сборнике: Социально- гуманитарные и естественно-технические науки и вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 147-150.

6.        Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Педагогический потенциал традиционной культуры казачества в патриотическом воспитании обучающейся молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 4 (208). С. 103-108.

7.        Саенко Л.А. Факторы низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда / В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017. С. 48- 50.