Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЯЗЫКОВОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В МЕТАЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Первая ступень общего образования не случайно считается основой, фундаментом всего процесса обучения школьника. Начальная школа – особый, значимый этап в жизни ребѐнка, характеризующийся изменением ведущей деятельности (учебная вытесняет игровую), связанный с освоением новой социальной роли-     ученика. В начальной школе формируются основы умения учиться и способность к организации своей деятельности, меняется самооценка ребѐнка, проявляются первые проявления рефлексивности, закладываются основы духовного и нравственного развития. Как убедительно доказали К.Д. Ушинский [4], Л.С. Выготский [2] , А.Р. Лурия [3], развитие личности происходит в процессе инкультурации - освоения индивидом способов мышления и действий, составляющих культуру, при опосредующей роли языка, являющегося интегратором культуры, универсальным инструментом развития и саморазвития личности, актуализации ее ценностно- смысловой позиции и миросозидания. Фундаментом общей культуры человека является языковая культура, которая выполняет роль системообразующего фактора и интегрирует характеристики развития и способы реализации личности. Владение языком и способность к смыслообразованию, готовность к освоению мира, разных сфер знаний посредством языка является интегративной основой личности; потребность в языковом самовыражении и самостроительстве определяется не только необходимостью  общения, но и является внутренней, бытийной потребностью человека – метапотребностью. Поиски психолого-педагогических механизмов развития личности в системе общего образования, которые ведутся в Тюменской области [1], обобщение продуктивного экспериментального опыта позволили спроектировать новую модель развития личности школьника в метаязыковом образовательном пространстве - пространстве пересечения разных семиотических полей, когнитивной и языковой (национальной и индивидуальной) картин мира, взаимодействия речевых практик, притяжения, взаимопроникновения и отталкивания разнообразных когнитивных и речевых опытов растущего человека. Ориентация на языковое развитие личности как одну из целей образования предполагает изменение стратегии организации учебно-воспитательного процесса, обновление содержания и освоение его на основе межинтеграционных гуманитарных подходов, реализуемых посредством диалоговых, коммуникативных, герменевтических технологий на всех уровнях школьного образования, включая урочную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, интеграцию школьного и семейного речевого воспитания.

Если рассматривать развитие младшего школьника как языковой личности (Ю.Н. Караулов), то на данном этапе развития (7-10 лет) можно выделить следующие значимые процессы: завершение становления внутренней речи личности; переход от эмпирического к образному и абстрактному мышлению; активное пополнение словарного запаса; умение пользоваться грамматическими и стилистическими средствами «обыденного языка»; формирование первичных представлений о языке как семиотической системе. Реализация выделенных нами концептуальных гуманитарно-ориентированных подходов – лингвокультурологического, семиотического и герменевтического, единых в процессе развития личности принципов непрерывности и преемственности достигается, как показал опыт экспериментальной деятельности, при условии взаимосвязанного развития всех основных структурных компонентов языкового развития личности, среди которых мы выделяем интеллектуальный, языковой и речевой (коммуникативный). Интеллектуальный компонент включает: 1) логическое мышление (владение логико-языковыми операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения, дифференциации, классификации); 2) понятийное мышление (владение основными единицами познания: языковое значение, научное понятие, художественный образ, а также концептуальными единицами: лингвоконцепт, символ, культурный концепт, культурема); умение формулировать и анализировать понятия, осознанно использовать понятийный аппарат в когнитивной деятельности; 3) образное мышление: умение продуцировать, анализировать и сопоставлять словесные, живописные, музыкальные и др. образы; создавать графический, знаковый, символический, цветовой и др. эквиваленты. Все выделенные типы мышления формируются в глубинах языкового сознания личности, в процессе становления языкового или логико- вербального мышления личности (Рубинштейн С.Л., Лурия А.Р.). Языковой компонент в развитии личности включает: 1) целостное представление о языке как системе, о разных разделах языка, владение языковыми единицами и явлениями, «предметными» языками и метаязыком; 2) восприимчивость к семантике языковых единиц, их лексическому и грамматическому значениям, языковое чутье, чувство слова; 3) отбор и использование адекватных, исходя из целей и условий коммуникации, языковых средств в текстовой и речевой деятельности. Речевой (коммуникативный) компонент характеризуют: 1) умение строить связное высказывание, речемыслительная деятельность в социуме; 2) владение всеми видами анализа текста; 3) способность к эстетическому восприятию художественного текста и созданию собственных художественных текстов, нарративов; 4) способность к языковому творчеству.

Теоретически разработанная и апробированная в экспериментальной деятельности модель развития личности в едином метаязыковом образовательном пространстве предполагает ее методическое обеспечение и наполнение, методическую интерпретацию педагогами-практиками. В русле практической методологии (В.И. Загвязинский) представим некоторые методические рекомендации по языковому развитию личности в начальной школе. Они предопределены пониманием специфики, целей образования и развития личности школьника на ступени начального образования, психолого-педагогическими особенностями и механизмами их реализации. Организация процесса развития личности в единстве его целевых, содержательных  и процессуальных характеристик предопределяет следующие принципы отбора содержания и структурирования учебного материала: преодоление доминирования монологических и репродуктивных методов освоения информации и использование диалоговых форм учебной коммуникации, замена учебно-дисциплинарной модели метапредметной и разработка междисциплинарного тематического планирования по формированию познавательных и коммуникативных УУД обучающихся, гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла. Урочную и внеурочную деятельность целесообразно организовывать на интегративной основе (интегрированные и бинарные уроки, внеклассные занятия культурологической направленности, надпредметные учебные курсы и т.д.), что позволит преодолеть предметоцентризм, создаст условия для взаимопритяжения и взаимодополнения двух образовательных парадигм: естественнонаучной парадигмы объяснения и гуманитарной парадигмы понимания. В надпредметной деятельности учащихся (надпредметные курсы «Учись учиться», «Практическая стилистика», «Мир деятельности», «Текст вокруг нас», «Как стать талантливым читателем» и др.) посредством языка формируется, синтезируется и кристаллизуется личностный опыт, который становится ценностной основой для диалога школьника с духовными, аксиологическими традициями - семиотической памятью культуры, миром, чужим и своим «Я». 

Методическое обеспечение процесса развития личности в едином метаязыковом образовательном пространстве требует интеграции текстовых и читательских стратегий на всех ступенях обучения, в урочной и внеурочной деятельности. В частности, выделенные в ФГОС начального образования направления работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации должны реализовываться - в той или иной степени, с учетом предметной специфики - на всех предметах, а не только на уроках русского языка и литературного чтения, в рамках заявленной в стандартах междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» и прежде всего - еѐ раздела «Чтение. Работа с текстом». С целью овладения основами текстовой деятельности и формирования читательской компетентности рекомендуются задания: на обобщение информации, содержащейся в разных частях текста; на объяснение; на текстовую аргументацию ответа на вопрос, личностного выбора; на соотнесение слова и его значения в тексте, установление связей между знаком и значением и др. Большим развивающим потенциалом обладают все виды творческого пересказа и интерпретации, инсценирования прочитанного, разные формы словесного рисования, упражнения на формирование выразительности чтения. Целесообразна системная работа на основе творческих, образных, игровых форм приобщения детей к чтению во внеурочной деятельности: Театр книги, Мастерская сочинительства и фантазии, кружок любителей литературы и русского языка, школьные и семейные вечера книги, литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции и т.д. Основной принцип работы - моделирование, активизации и реализация творческого аспекта чтения как основы методики приобщения детей к книге, к культуре слова, языку. Языковое чутье, чувство языка успешно развивается во всех видах детского словотворчества: при сочинении сказок, загадок, стихов, буреме, синквейнов, рассказов, при выполнении творческих заданий («Измени развязку - придумай другое окончание сказки / рассказа. Объясни свой финал»), а также упражнений на развитие ассоциативного и метафорического мышления («На что похожи облако, листок?»). Полезны и лингвистические эксперименты на выяснение этимологии слова, его лексического значения, и все формы языковой игры, содержанием которой является установка на форму речи (каламбуры, шутки, языковые остроты) – в частности, при знакомстве с пословицами и поговорками, крылатыми выражениями и афоризмами, выражающими культурные концепты («Хлеб – всему голова», «Друг познается в беде»), в которых выражаются духовно-ценностные установки и черты национальной картины мира. Так происходит приобщение младшего школьника к основам культуры как метатекста, закладываются основы«личности понимающей» и «личности творящей» - текст, себя, мир.

Исследование выполнено при  финансовой поддержке Российского научного фонда, регистрационный номер НИОКР 114071440036. Образовательном пространстве Тюменской области



Список литературы

1.      Володина Е.Н. Языковое развитие личности в системе общего образования: проблемы и некоторые пути их решения /Вестник Тюменского государственного университета. – 2014. - № 9. Педагогика. Психология. - Тюмень: ТюмГУ. С.101-113.

2.      Выготский Л.С. Мышление и речь. - Изд. 5, испр. - М.: «Лабиринт», 1999.

3.      Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - Спб.: Питер, 2012. - 320 с.

4.      Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.– Т.2. – М.: Педагогика.1974. – С. 269 – 342.