11 февраля 2016г.
На современном этапе развития общества основной целью воспитания является всестороннее развитие личности человека, способного активно участвовать в построении современного общества.
К. Маркс указывал на то, что «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков…»
Основные положения теории коммунистического воспитания детей дошкольного возраста были выдвинуты Н.К. Крупской, она раскрыла решающую роль детского коллектива в воспитании личности и неоднократно подчеркивала, что воспитательная работа должна сочетать умение растить коллективистов и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка. Н.К. Крупская отмечала, что в одиночку ребенок может развиваться до некоторого предела, очень незначительного. Опыт жизни ребенка должен обогащаться опытом жизни других людей. Коллективные переживания пробуждают у детей «общественные инстинкты» и человеческая жизнь, человеческие отношения становятся центром их внимания.
Н.К. Крупская обосновала необходимость воспитания детей в коллективе, определила сущность коллективизма, рассмотрела основные средства воспитания коллективизма и создания детского коллектива. Ею были определены эффективные педагогические условия воспитания детского коллектива. Эти условия включали в себя активное участие детей в совместной деятельности, создание совместных положительных переживаний, постоянную опору на собственную активность детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей.
В работах Н.К. Крупской указано на необходимость приучения ребенка играть и заниматься вместе с другими детьми так, чтобы он уважал права других, подчинял свою волю воле коллектива, умел оказать помощь товарищам, совместно с ними переживать и радоваться, на необходимость сформировать у детей организационные навыки, воспитать чувство ответственности за общее дело коллектива.
В 20-х годах ХХ века Н.К. Крупская писала: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединять учащихся, а не сближать их. Отметки, соревнование – все это ведет к развитию зависти, тщеславия. Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей; ему запрещается что-либо спрашивать у соседа, никакой общей работы, которая требовала бы объединенных совместных усилий, ученикам не дают. Каждый вынужден думать о себе, заботиться о своих личных успехах».
Вместе с тем, Н.К. Крупская и А.В. Луначарский неоднократно подчеркивали, что развитие индивидуальности каждого ребенка – важнейшая задача учителя.
Н.К. Крупская отмечала, что «в буржуазном обществе пышным цветом развивался индивидуализм; и хотя, в отдельных случаях, носителями его являлись незаурядные личности, в общем, отрыв личности от общества вел к необычайному убожеству мысли и чувства, к скудности переживаний. Только в коммунистическом обществе возможна гармония между личными и общественными интересами. Причем, это не означает, что личность будет подавляться обществом, будет только прекращение внутреннего разлада, внутреннего раздвоения; напротив, будет расцвет личности, которая будет черпать силу, мощь в коллективной жизни».
Н.К. Крупская придавала первостепенное значение общественным устремлениям. Она говорила об общественно-воспитывающей направленности, которую надо развивать в детях дошкольного возраста, и о решающей роли в этой связи самостоятельной детской деятельности. Надежда Константиновна подчеркивала, что в играх у детей развиваются ценные качества, которые лягут в основу их характера: умение действовать организованно, дружно; в игре вырабатываются организационные навыки, развивается инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства, укрепляется воля, воспитывается чувство справедливости, умение помогать в беде.
По мнению Н.К. Крупской, особенно важно развивать коллективный характер игр и труда. Они учат умению действовать вместе, направлять усилия к единой цели, вырабатывают умение координировать свою работу с работой и действиями других.
Совместные игры приучают детей считаться с общественным мнением, подчиняться ему. Нарушение ребенком правил игры вызывает недовольство играющих. Отношение товарищей организует, дисциплинирует ребят.
Наряду с этим Н.К. Крупская предупреждает, что есть игры, мешающие развитию коллективизма, не сплачивающие, а разъединяющие ребят, вызывающие азарт и тщеславие. Н.К. Крупская указывает на необходимость развивать игры по принципу «все за одного, один за всех»,действовать сообща, в общих интересах. «Коллективные переживания должны ассоциироваться у ребенка с рядом радостных эмоций».
Сделать коллективную жизнь детей интересной, деятельной и радостной, чтобы в ней дети находили воплощение своих замыслов и поставленных целей, — необходимое условие успешного складывания положительных взаимоотношений между детьми.
Наличие возникающих на основе совместной деятельности интересов и переживаний, нравственных при- вычек поведения, организаторских умений и является тем условием, которое необходимо для формирования коллектива.
Не углубляясь в оценку явлений, ставших уже частью истории, хочется отметить – перед педагогикой и системой образования ставились задачи сплочения всего народа, обусловленные конкретно-исторической ситуацией, и эти задачи должны были быть решены.
Психолого-педагогические концепции Н.К. Крупской о коллективе и месте личности в нем, как о взаимоотношениях личности и коллектива, о путях формирования личности в коллективе определила основные направления педагогической практики и представила широкие возможности для дальнейших теоретических исследований.
Список литературы
1. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
2. Крупская Н.К. Общественное воспитание. Пед. Соч. в 10-ти тт. М.: Изд. АПН,1958. – Т.2. – С. 133-141.