Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КТО ОН ПЕДАГОГ-МАСТЕР?

Авторы:
Город:
Белгородская область
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

На основе собственного опыта каждый педагог – практик даст свое определение мастерству. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой- либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле» [7].

По словам А.С. Макаренко, мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известный мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог [5, с. 243].

Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой, - это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство - высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию [4, с. 137].

Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправленно на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, психолого-педагогического знания, - это слагаемые педагогического мастерства, одним из которых является творческая индивидуальность педагога. Ибо сущность педагогического мастерства, отмечает она, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность [9, с. 5-6].

В процессе педагогической практики и всей жизни складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности педагога, в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого педагога, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально.

Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально- интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, то есть вывод их на уровень процессуального сознания и открытия для себя мира как бы впервые - не заменишь никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир.

«Мастерство – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа», - пишет Ю.П. Азаров [1, с. 248].

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога способности, которые позволяют ему виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»[8, с. 5-6].

Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а так же знаниями в различных областях науки и искусства. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

Особое значение приобретает саморазвитие, самосовершенствование будущего педагога. Профессиональная самостоятельность стержневое качество личности педагога, означающее стремление к эффективному овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями, способность принимать целесообразные решения в различных педагогических ситуациях и готовность нести за них ответственность. Модель педагога усложняется, предполагая не только профессиональное, но и личностное развитие, т.е. личностно-ориентированную направленность.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство— это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив [5].

Профессиональный облик мастера и педагога профессионального обучения, их профессионально- педагогическая компетентность формируются, прежде всего, в системе профессионально-педагогического образования. [3, 13].

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате развития у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях социальной, культурной, научной, технической информации, на основе которой и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, магнетически притягивающая к себе. Вместе с тем, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Список литературы

 

1.        Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития [Текст] : методический материал / Ю. П. Азаров. - М.: Политиздат, 1989. - 333 с.

2.        Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.

3.        Евдокимов Вячеслав Владимирович. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2003 244 c. РГБ ОД, 61:04-13/522

4.        Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики,2004.-528с.

5.        Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7т. - Т.5. [Текст] /А.С. Макаренко - М.: АПН РСФСР, 1958. – 558с.

6.        Максимова Г. И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 145–146.

7.        Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия,1973.

8.        Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.- С.513

9.        Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.