Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

На сегодняшний день, личность учителя, как субъекта образовательного процесса играет важнейшую социальную роль. Обновление нормативно-правовой базы в сфере образования (например, Федеральный Закон «Об образовании РФ» от 1.09.2013) отводит личность педагога, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, на «пустую теорию, кабинетную педагогику». В документах мы не находим каких-либо чѐтких предписаний каким должен быть педагог, а лишь то, что он должен делать.

Целью нашего исследования являлось изучение степени соответствия представлений К.Д. Ушинского об учителе и требований, выдвигаемых в нормативно-правовых документах современного образования. Исходя из указанной цели, были поставлены следующие задачи исследования:

1.      Изучить наследие К.Д. Ушинского и создать модель учителя как субъекта образовательного процесса;

2.      Исследовать перечень требований к учителю выдвигаемых в современных документах сферы образования;

3.      Сравнить модель учителя К.Д. Ушинского, с моделью требований нормативно-правовых документов. Основными методами исследования явились

1.      Анализ справочной и психолого-педагогической литературы.

2.      Анализ нормативно-правовых документов в сфере образования.

На первом этапе мы исследовали взгляды К.Д. Ушинского на личность педагога и составили перечень качеств, которые выделены им как наиболее значимые:

•    Учитель – воспитатель, воспитывает в процессе преподавания и общения.

•    Педагог – знаток души и воспитания, он «должен понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства».

•    Учитель – психолог, он должен изучать и хорошо знать своего питомца жизнь и быт детей.

•    Учитель должен обладать знаниями физиологии, психологии, педагогики и гигиены.

•    Учитель должен быть представителем интересов воспитанников и наблюдать за тем, чтобы они получали всѐ должное;

Следующим этапом исследования была работа с нормативными документами.

Статья 48 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" трактует обязанности и ответственность педагогических работников, такие как:

•    соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

•    уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

•    развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

•    учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

•    применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

Согласно квалификационным характеристикам должностей работников образования, прописанным в Приложении к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от « 26 » августа 2010 г. № 761н, преподаватель должен:

· Проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

· Содействовать развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании;

· Соблюдать права и свободы обучающихся;

· Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

· Знать педагогику,  физиологию, психологию и методику профессионального  обучения;  современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

В  обязанности педагога прописанных в должностной инструкции, которая разработана  на  основании «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от26.08.2010 г. № 761 н) входит следующее, должен знать:

· психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

· методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

· педагогическую этику;

· теорию  и  методику  воспитательной  работы,  организации  свободного  времени  обучающихся, воспитанников;

· методы управления образовательными системами;

· современные     педагогические     технологии     продуктивного,     дифференцированного,     развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Обобщив, данные профессиональных обязанностей педагога мы получили пакет характеристик учителя, каким он должен быть, согласно источникам нормативно-правовой базы современного образования России.

При дальнейшем анализе нормативно-правовой базы мы определили, что идеи народности Константина Дмитриевича, находят отражение в требовании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» о соблюдении прав и свобод обучающихся, уважении чести и достоинства обучающихся. По мнению К. Д. Ушинского педагог должен обладать знаниями, быть педагогически образованным, комментарий из Приложения к приказу Минздрав и соц. развития РФ от « 26 » августа 2010 г. № 761н обязует педагога знать современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

Данные по сопоставлению представлений Константина Дмитриевича Ушинского, и требований к учителю в нормативно-правовых документах представлены в Табл.1.

Таблица 1 Сопоставление представлений учеников об учителе,  с  требованиями Константина  Дмитриевича Ушинского.

Требования К.Д. Ушинского к учителю

Требования  к  учителю  в  нормативно-правовых

документах

Учитель проникнут духом народности, вышел

из среды народа.

Соблюдает права и свободы обучающихся, уважает

честь и достоинство обучающихся (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Учитель  –  воспитатель,  воспитывает      в

процессе преподавания и общения.

«Педагог должен… понимать душу в ее явлениях и много думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства.»

Развивать     у     обучающихся     познавательную

активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Учителю  необходимо  иметь  знания,  быть

педагогически образованным

Применять     педагогически     обоснованные     и

обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Должен знать современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;(Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от « 26 » августа 2010 г. № 761н )

Творчески относится к своим обязанностям.

 

Учитель должен быть психологом, изучать и

хорошо знать своего питомца жизнь и быт детей.

Поддерживает    различные    виды    деятельности

обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных         интересов,         способностей,

 

организуем           самостоятельную           деятельность

учащихся; (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)

Он должен обладать знаниями физиологии,

психологии, педагогики и гигиены.

Должен знать педагогику, физиологию, психологию

и методику обучения; (Приложение к приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)

Если    народный    учитель    хочет    иметь

моральное воздействие на детей и их родителей, его жизнь не должна противоречить школьным установкам.

Обязан выполнять правила внутреннего распорядка

учреждения.

Обязан поддерживать связь с родителями воспитанников; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Он  должен  иметь  привычку  к  простой,

скромной, деятельной и честной жизни;

 

Он должен быть представителем интересов

воспитанников и наблюдать за тем, чтобы они получали всѐ должное;

Учитывать особенности психофизического развития

обучающихся и состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ; (ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Педагог      должен      быть      постоянный      в

стремлении к самосовершенствованию;

Участвует   в   работе   предметных   (цикловых)

комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, Участвует в деятельности педагогического совета; (Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н)

 

В нормативно-правовых документах мы можем узнать, что должен делать педагог, какими профессиональными компетенциями должен обладать. Но обязать его творчески подходить к своей работе, его не может обязать ни один нормативный документ. Также как и быть высоко нравственным идеалом для ученика. Личная жизнь учителя на сегодняшний день, отделена от его профессиональной.

Идеи Ушинского актуальны сегодня. Анализ документов подтверждает, что основные методические идеи Ушинского о личности педагога трансформировались в операционно-доказательные требования в Законе «Об образовании РФ» и профессиональном стандарте педагога.

 

Список литературы

1.      Арканов А.К. Идеи К.Д. Ушинского. М.:Просввещение,2002.-312с.

2.      Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.:Роман-газета,1994.-191с.

3.      Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского (Текст)/ Н.К. Гончаров. –М.: Педагогика, 1974.

4.      Приказ       Министерства      здравоохранения      и       социального      развития      Российской       Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

5.      Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

6.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"