Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Абакан
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Отклоняющееся поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и поставило эту проблему в центр внимания специалистов различных научных направлений.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время в России отмечается широкое распространение различных форм отклоняющегося поведения в молодежной и юношеской среде. Это выражается в высокой доли правонарушений, совершаемых лицами юношеского возраста.  Наряду с  правонарушениями распространяются и другие формы социальной дезорганизации. В современной России отмечается устойчивый рост самоубийств среди молодых людей и попыток их совершения. Также в юношеском возрасте формируются различные формы аддиктивного поведения.

Отклоняющееся поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Поэтому проблема изучения отклоняющегося поведения отличается особой остротой [1]. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее [2].

Изучение отклоняющегося поведения в юношеском возрасте предполагает междисциплинарный подход к данной проблеме, интеграцию психологических, педагогических, медицинских, правовых знаний о личности [3]. Целью нашего исследования сало выявление половых особенности склонности к отклоняющемуся поведению в юношеском возрасте.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие психодиагностические методы: опросник ДАП−П (диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения); методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н. Орел. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью U–критерий Манна-Уитни.

В эксперименте приняли участие 90 человек юношеского возраста (45 юношей и 45 девушек), а именно: учащиеся 11 классов в возрасте 18 лет.

Результаты исследования по методике ДАП–П представлены в Табл.1.

Таблица 1 Исследование отклоняющихся форм поведения у юношей и девушек

Группы

Показателии

1 группа

Девушки

2 группа

Юноши

 

Уровень значимости р

Делинквентное поведение

5,8

7,5

0,001**

Аддиктивное поведение

6,7

7,7

0,001**

Суицидальное поведение

6,1

6,1

*   ‒ различия на уровне р≤0,05; ** ‒ различия на уровне р≤0,01;

 

Анализ данных, представленных в Табл.1 показал, что средние значения по шкале делинквентное поведение, преобладают у 2 группы (7,5) респондентов. Это может свидетельствовать о том, что для юношей более характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких субъектов с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании. Также, им свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.

Сказанное дает основание предположить, что в поведенческой сфере, для юношей характерно избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, отсутствие критической оценки своих действий. Также можно отметить, что для представителей данной группы характерны такие установки, как отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо. Им свойственна ненависть к отличникам, негативная установка к другим людям, чести и достоинству.

В отличие от респондентов 2 группы, у девушек были получены более низкие значения (см. Табл.1) выраженности делинквентного поведения. Возможно, отношение к будущему для них является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации. Будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего, общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются, отсутствует интерес к учебе и познанию. Полученные различия имеют статистический уровень значимости (см. Табл.1).

Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Средние значения по данной шкале преобладают (7,7) у юношей. Это говорит о том что, испытуемые могут проявлять склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний и неспособность проявлять ответственность. Их поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности из-за страха перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями "скучной" жизнью. У них появляется "двойная жизнь", состоящая из прежней "нормальной" жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения.

Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование таких двух стилей жизни приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей. Юноши стремятся говорить неправду, обманывают окружающих, а также обвиняют других в собственных ошибках и промахах.

В отличие  от юношей, у девушек были выявлены более  низкие показатели (см. Табл.1).  Это может говорить о том, что девушки в своих попытках ищут свой универсальный и слишком односторонний способ выживания − уход от проблем, также у них присутствует ощущение психологического дискомфорта. Для опрошенных 1 группы характерны перепады настроения, они обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта такие субъекты выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Выявленные различия между двумя группами испытуемых являются статистически значимыми (см. Табл.1).

При исследовании суицидального поведения статистически значимых различий между исследуемыми группами не выявлено.


Таблица 2 Результаты исследования склонности к отклоняющемуся поведению у юношей и девушек

Группы

Показатели

1 группа

Девушки

2 группа

Юноши

 

Уровень значимости р

Наруш. норм и правил

8,1

8,6

Склон. к аддикт. повед.

7,8

9,4

0,001**

Саморазруш. повед.

9,5

8,5

Склон. к агрес. и насилию

13,1

13,1

Волев. контр. и эмоц. реакц.

8,3

8,7

Склон.к делинкв. повед.

9,5

8,2


 
Результаты исследования по методике СОП (Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению) представлены в Табл.2.

   

*     различия на уровне р≤0,05; ** - различия на уровне р≤0,01;

   

Данные полученные по шкале склонность к аддиктивному поведению совпадают с результатами, полученными по методике ДАП–П. По другим шкалам значимых различий между сравниваемыми группами не обнаружено (см. таблицу 2). Однако анализ полученных результатов позволяет утверждать, что юноши в отличие от девушек более склонны к нарушению общепринятых норм и правил поведения при этом они демонстрируют более высокую способность к волевому контролю эмоциональных реакций. Для девушек несколько в большей степени, чем для представителей противоположного пола характерна склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, а также склонность к делинквентному поведению (см. Табл.2).

Показатели по шкале склонности к агрессии и насилию указывают на то, что юноши и девушки в равной степени демонстрируют данный вид поведения. Которое может проявляться в целенаправленном нанесении физического или психического ущерба другому лицу. Ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению.

Таким образом, в ходе исследования, у юношей и девушек были выявлены различия в проявлении склонности к отклоняющемуся поведению. В целом юноши в отличие от девушек демонстрируют более высокую склонность к делинквентному и аддиктивному поведению. Для представителей обоих полов в равной степени свойственна склонность к агрессии и насилию, а также к суицидальному поведению.

 

Список литературы

1.      Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости: [Текст] / А.Ю. Егоров - Москва, Речь, 2007 г.- 192 с.

2.      Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. [Текст] / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

3.      Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001 - 251с..