Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Основой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел служит общение, которое в психологической литературе понимается как взаимодействие двух и более людей с целью обмена между ними какой-либо информацией.

Общение сотрудников правоохранительных органов включает в себя следующие виды:

-        профессиональное    общение    –    это    общение    определенной    профессиональной    группы, опосредованное профессиональной лексикой;

-      социально-ролевое общение –   общение, основанное на выполняемых социальных   ролях (например, следователь и потерпевший, следователь и свидетель, адвокат и его подзащитный и т.д.);

-     императивное общение – это общение, предполагающее нескрываемое воздействие на партнера с целью изменения его намерений, планов, установок, поведения;

-   формальное общение – строго регламентированное общение;

-   экспрессивное общение – строится на чувствах и эмоциях.

Структура профессионального общения сотрудников правоохранительных органов состоит из коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон.

Коммуникативная    сторона    профессионального    общения     –     это    непосредственный    обмен информацией между общающимися. Сотрудник органов внутренних дел постоянно взаимодействует с различными категориями граждан: сослуживцем, начальником, человеком, которому нужна помощь, подозреваемым и т.д. С кем бы ему не приходилось общаться, в любом случае их взаимодействие будет основано на передаче или получении информации.

Перцептивная сторона – это восприятие, изучение и оценка собеседниками друг друга в процессе беседы. На процесс восприятия влияют как субъективные (цель общения, социальные установки, условия общения), так и объективные (внешность, речь, мимика) факторы.

Интерактивная сторона – это процесс взаимодействия собеседников в процессе общения. Цель интерактивной стороны – получение результата (например, изменение поведения собеседника).

В своей совокупности эти стороны приводят к тому, что профессиональное общение сотрудников

органов внутренних дел может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Деструктивное общение – это формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания1.

Причинами деструктивного общения выступают:

-   различия в понимании ситуации;

-   социальные, профессиональные, этнические стереотипы;

-   различия в системе ценностных ориентаций, мировоззрения, профессиональных установок;

-   предвзятое или пренебрежительное отношение к собеседнику;

-    индивидуально-личностные характеристики, когда разные типы темперамента не могут найти общий язык.

Формами деструктивного взаимодействия могут быть:

-   преднамеренное умалчивание информации;

 

1 http://studme.org


-   нежелание общаться;

-   проявление негативных черт характера (например, лицемерия, злорадства, хитрости и т.д.);

-   агрессивно-конфликтное поведение;

-   авторитарный стиль общения.

Деструктивное профессиональное общение всегда приводит к переживанию негативных эмоциональных состояний (гнев, обида, раздражение), выражающиеся в одном из видов стресса – состояний психического напряжения. В процессе деструктивного взаимодействия сотрудник правопорядка испытывает следующие виды стресса: острый (возникающий непосредственно в ходе деструктивного общения); дистресс (отрицательный – приводи к упадку сил организма, когда руки опускаются и нет желания что-либо делать); хронический (длительный стресс, который испытывают сотрудники ОВД постоянно общаясь с правонарушителями).

С целью профилактики негативных последствий деструктивного общения, сотруднику органов внутренних дел необходимо уметь использовать приемы саморегуляции – осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении2.

В психологической литературе различают следующие формы саморегуляции:

-   непроизвольную – происходит без участия силы воли (например, привыкание зрения к темноте);

-      произвольную – требует сознательного управления собственным психическим состояниям, поведением, индивидуально-личностными характеристиками (целями, мотивами, установками);

-    готовность индивида сознательно или бессознательно действовать в той или иной ситуации с помощью привычек, навыков и опыта.

Одним из наиболее простых и доступных методов саморегуляции является группа естественных приемов, включающая смех, улыбку, позитивное мышление, мечтание, забота о домашних питомцах, похвала со стороны значимого человека, водные процедуры, физические упражнения и т.д.

Для профилактики и предупреждения последствий деструктивного общения сотрудник внутренних органов также может использовать: аутогенную тренировку; дыхательные упражнения; самовнушение.

С педагогической точки зрения, показать возможности применения приемов саморегуляции, а также сформировать умения их использования можно на практических занятиях в ходе профессиональной подготовки полицейских.

Для формирования навыков использования методов саморегуляции может использоваться социально-психологический тренинг.

Тренинг - это один из эффективных методов активного обучения, цель которого - передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

Перед проведением тренингового занятия, обучающимся в качестве самостоятельной подготовки может быть предложено знакомство со специальной литературой по теме предстоящего занятия.

На тренинге могут применяться следующие методы работы:

-   кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);

-   деловые игры (имитация профессиональной деятельности);

-   ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации;

-   групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);

-   мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего).

Выполнив предлагаемые упражнения тренинга, у слушателей формируются необходимые знания, умения и навыки использования методов саморегуляции, которые они могут использовать в ходе профессионального общения для профилактики стресса.

http://psyera.ru   

Список литературы

 

1.    Галкина Н.Ю. Использование тренинга при обучении курсантов и слушателей в вузе системы МВД России // Вестник Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2012. – С. 112-115.

2. Общая психология /Учебник для вузов/А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. -583 с.

 3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. - М.: Транзиткнига, 20112. – 479 с.

4.    Психология стресса и методы коррекции/Учебное пособие/ Ю.В. Щербатых-2-е изд. - СПБ.: Питер, 2012-256с.

5. Управление стрессом /Учебник/Джерольд С. Гринберг-7-е изд. СПб.: Питер, 2002.-496 с.

6. http://psyera.ru

7. http://studme.org