Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕКСТОВЫЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В современном мире человека окружает знаковая информация. Кроме книг, журналов и газет, широко используются Интернет-ресурсы: электронная почта, сайты, чаты, социальные сети. Сфера общения человека постепенно перемещается в виртуальные сети, где, с одной стороны, личная информация анонимна, с другой - доступна для широкого круга людей.

Перед нами стояла задача лингвистического моделирования психологических свойств личности по ее текстовым сообщениям. В итоге получили комплексную тематико-семантическую модель, которая включает пять показателей: направление и силу локуса контроля [8], степень проявления защитных механизмов отрицания и слияния, уровень эмоциональности и преобладающие эмоции и степень рефлексивности.

Подробнее остановимся на тематическом показателе параметра выражения эмоций.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоция – это «нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность» [2, С. 27].

С точки зрения Ильина эмоция - это заблаговременная реакция на ситуацию в целом, а не на отдельный раздражитель, которая закрепляет положительный или отрицательный опыт [3].

Эмоции выполняют несколько функций, среди которых можно выделить коммуникативную. Внешнее выражение эмоций несет в себе информацию о физическом и психическом состоянии человека. Благодаря эмоциям, люди, принадлежащие к разным культурам, способны понимать друг друга.

Как утверждал Чарльз Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как механизм, устанавливающий значимость тех или иных условий для удовлетворения насущных потребностей. Отсюда вытекает сигнальная функция эмоционально-выразительных движений, отражающих состояние системы потребностей человека.

Эмоции различаются по модальности (качеству), по глубине, знаку, по интенсивности, генетическому происхождению, по направленности (на себя или других, на прошлое, настоящее, будущее) и предметному содержанию, продолжительности, выполняемым функциям, осознанности, воздействию на организм (стенические-астенические), сложности, условиям возникновения, форме своего развития, потребностям (ин- стинктам), по особенностям их выражения, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, нервному субстрату и др. [3].

Знак эмоций - положительный или отрицательный - определяется по характеру переживания (удовольствие или неудовольствие). Модальность является основной качественной характеристикой эмоций, определяя их вид по специфике и особой  окрашенности переживаний. Выделяют три  базовые эмоции по  модальности: гнев, радость и страх. Практически любая эмоция при всем многообразии выражает одну из этих эмоций.

Кэррол Изард [2] выделил две положительных по направленности эмоции (радость и интерес), шесть отрицательных (страдание, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд) и одну нейтральную (удивление).

Эмоции характеризуются также осознанием, силой и продолжительностью. По силе внутреннего переживания и внешних проявлений диапазон эмоций любой модальности очень велик. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Таким образом, с помощью тематического анализа экспрессии эмоций можно выявить следующее: силу эмоциональности, преобладающие эмоции и их модальность.

В  качестве  анализируемой  лексики  языка  будут  использованы       глаголы,  выражающие   эмоции.

Использование только глаголов связано с тем, что эта часть речи является организующим центром предложения и имеет самое большое число синтаксических связей с участниками ситуации: субъектом, объектом и др. [1]. При этом предполагается не учитывать глаголы-связки в общей сумме слов, принадлежащих к этой части речи. Это объясняется тем, что глаголы связки не несут самостоятельного значения, а служат в роли связующей части в составных сказуемых. К связкам можно отнести следующие глаголы: мочь, пытаться, нужно, являться, стоит, быть, есть, хотеть, делать, стараться, стать, долженствовать, уметь, хотеть, желать, намереваться, надеяться, начать, продолжить и ряд других [4].

Тематический текстовый анализ широко используется в психологических исследованиях англоязычных авторов.

По результатам исследований Пеннебейкера и Кинга [5] была выявлена прямая зависимость между использованием слов, отражающих положительные эмоции, и эмоциональной стабильностью, экстраверсией и уступчивостью. Соответственно употребление слов, выражающих отрицательные эмоции, обратно пропорционально эмоциональной стабильности. С другой стороны, по-мнению этих же авторов, частое использование эмоциональных слов отражает потребность во включении.

Пеннебейкер и Стоун [6], изучая связь между тематикой  употребляемых слов и возрастом  человека, установили, что пожилые люди меньше используют слова, выражающие отрицательные эмоции.

Надо сказать, что экспрессию чувств в речевых паттернах психических и невротических больных посредством анализа текста широко изучал Вайнтрауб [9]. Категория выражение чувств у него включает все эмоциональные слова, кроме безличных выражений (например, «это было ужасно»), выражения интереса физических ощущений и условных чувств.

В программе LIWC Пеннебейкера, которая также относится к тематическим, есть категория «аффективные процессы», которая определяет эмоциональность. В нее в свою очередь входят подкатегории «положительные эмоции», «отрицательные эмоции», «страх», «гнев», «грусть» [7].

Обзор англоязычного опыта показывает, что изучение личности количественными методами не достаточно. Представляется перспективным использование качественных методов при разработке данной проблемы.

Таким образом, колоссальный зарубежный опыт использования текстового анализа для выявления психологических особенностей личности в клинической и социальной психологии показывает широкие возможности применения этого метода, а также необходимость теоретической разработки лингвистической модели с последующей ее апробацией.

 

Список литературы

1.      Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). – М.: Высшая школа, 1986. - 639 с.

2.      Изард К.Э. Психология эмоций/ Перев. с англ. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.

3.      Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

4.      Попова Л.В. О месте связки в грамматической системе русского языка// Известия ПГПУ. Гуманитар. науки. – 2011. - № 23. – С. 215-218.

5.      Pennebaker J.W., King L.A. Linguistic styles: Language use as an individual difference// Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. - № 77. – p. 1296-1312.

6.      Pennebaker J., & Stone L. Words of wisdom: Language use over the life span// Journal of Personality and Social Psychology. – 2003. - № 85. – р. 291-301.

7.      Tausczik Yla R., Pennebaker James W. The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods// Journal of Language and Social Psychology. – 2010. - № 29(1). – p. 24-54.

8.      Terentyeva O.V. Semantic Approach to the Analysis of the Text as a Way to Assess the Locus of Control// Актуальные исследования молодых  ученых в области гуманитарных наук: материалы  Всероссийской научной конференции молодых ученых 28-29 марта 2014 года. – Саратов: Техно-Декор, 2014. – С. 181-183.

9.      Weintraub W. Verbal behavior: Adaptation and psychopathology. - New York: Springer, 1981.