Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР ЛИЧНОСТИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Авторы:
Город:
Урюпинск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Процесс гуманизации образования в нашей стране, являясь сложным и многоаспектным по своему содержанию, предполагает особое внимание к личности учащегося. В этой связи большой интерес представляет учет и использование в процессе обучения некоторых принципов и подходов, выработанных в современной когнитивной психологии.

Когнитивная психология основана на фундаментальном предположении, согласно которому индивид является самостоятельным субъектом, реализующим исследовательскую установку по отношению к реальности. Он живет и действует как исследователь: наблюдает, прогнозирует, формулирует гипотезы, планирует, экспериментирует, делает выводы, использует свои знания для адаптации к миру. Примечательно, что развитию именно этих компетенций уделяется основное внимание в образовательных стандартах нового поколения.

Одним из первых теоретиков когнитивной персоналогии являлся Дж. Келли (1905-1967), создавший учение о личностных конструктах [3]. Американский психолог рассматривал человека как ученого, действующего на основе личностных конструктов и мыслей. Дж. Келли отмечал, что в структуре и жизни личности огромное значение имеет информация. Но информация не управляет человеком, а является материалом, который преобразуется в процессе мышления, прогнозирования и планирования действий.

Таким образом, когнитивный подход к личности характеризуется тем, что человек представляется как система, преобразующая информацию. Поведение зависит не только от поступающей извне информации, но и от внутренних познавательных структур и знаний, полученных в ходе обучения и размышлений. Человек является самостоятельной и творческой системой, а основным методом изменения поведения и опыта индивида служит образование и воспитание.

Краеугольным камнем рассматриваемой концепции служит понятие когнитивных структур, которые представляют собой определенную систему информации о внешнем мире и собственной личности. Система когнитивных структур образует относительно стабильные черты личности и является результатом организации и структурирования прошлого опыта человека и полученных им знаний.

Среди важнейших функций когнитивных структур можно выделить следующие:

1.   Формирование чувства идентичности, т.е. именно благодаря соответствующим когнитивным структурам индивид приобретает чувство собственной идентичности и способность ориентироваться во внешнем мире. Несомненно, что возможность эффективно действовать обусловлена не только знанием параметров внешней среды, но и способностью понимать себя, свои компетенцию, мотивацию и эмоциональную зрелость.

2.     Когнитивные структуры обеспечивают ориентацию во внешнем мире, которая является условием адекватного приспособления. Благодаря текущему опыту и научным знаниям человек способен понимать социальные, природные, биологические и технические явления, может описать и объяснить причины благожелательных или конфликтных межличностных отношений.

3.   Информация, содержащаяся в когнитивных структурах, облегчает оценку значимости вещей и событий. Это особенно важно в современном мире, где человек вынужден воспринимать огромные потоки разнообразной информации, для упорядочивания которой ему не хватает времени и сил. В результате у него формируется «клиповое мышление», утрачивается способность критически мыслить и анализировать информацию.

4.     В когнитивных структурах закодированы программы (алгоритмы) поведения, т.е. система правил, позволяющих достигать намеченных целей.

Таким образом, мы видим, что когнитивные структуры являются важным фактором регуляции поведения. Однако не все из них являются позитивно-адаптирующими. Существуют и дисфункциональные, дезадаптивные структуры, которые приводят к нарушениям механизмов восприятия, мышления, эмоциональных процессов и поведения.

Как правило, выделяют три базовые группы когнитивных механизмов, в которых возможны нарушения, так называемая «когнитивная уязвимость»: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

К когнитивным элементам относят базисные посылки, т.е. негативные ядерные убеждения, глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самом себе, а также автоматические мысли, которые являются быстротечными и бессознательными, когда человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредоточивается на ней непроизвольно.

Когнитивные процессы представляют собой связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, они обеспечивают соответствие между вновь поступающей информацией и прежними представлениями.

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-нибудь специфической темы.

Рассматривая когнитивные структуры как главный компонент личности, необходимо выделить их наиболее существенные черты, которые оказывают большое влияние и на процесс обучения. В свою очередь, они сами испытывают трансформации в ходе обучения по принципу «обратной связи» [1].

Прежде всего, когнитивные структуры имеют определенный уровень сложности, т.е. могут быть более простыми или более сложными. При этом сложность имеет несколько измерений. Одно из этих измерений – количество аспектов, которые человек принимает во внимание при восприятии и оценке явлений.

Например, человек с незначительной сложностью познавательных структур, как правило, оценивает различные явления при помощи простой дихотомической шкалы, в силу чего восприятие действительности становится упрощенным и одномерным. При более высокой сложности когнитивных структур оценка осуществляется посредством набора дифференцированных шкал. Кроме того, важным показателем сложности когнитивных структур служит количество информации, которую они содержат: чем обширнее знания, тем более сложными являются когнитивные структуры.

Применительно к поведению человека это означает, что люди с низкой когнитивной сложностью действуют стереотипно, склонны к неопределенным обобщениям, не способны гибко реагировать на изменения ситуации. Соответственно, чем выше сложность когнитивных  структур, тем более гибок  человек  в своем поведении, тем точнее  он оценивает события. Кроме  того, при усложнении ситуации у таких людей темп переработки информации будет возрастать гораздо быстрее, чем у когнитивно простых людей.

Второй важной характеристикой когнитивных структур является степень абстрактности/конкретности. Человек, когнитивные структуры которого конкретны, воспринимает мир как ряд разнородных предметов; он испытывает затруднения с образованием понятий высокой степени общности и тем более с оперированием такими понятиями и категориями. У таких индивидов когнитивные структуры имеют линейный характер.

Абстрактные когнитивные структуры, напротив, предполагают, что знания имеют иерархическое строение, поэтому в ходе мышления и действия они способны отрываться от образов восприятия и оперировать общими понятиями и категориями.

Следующий фактор, характеризующий когнитивные структуры – это показатель активности/пассивности. Чем выше уровень активности, тем большую роль играют познавательные структуры в управлении поведением и наоборот.

Последний показатель, по которому оцениваются когнитивные структуры – это степень их открытости. Если структуры закрыты, то человек не корректирует свои взгляды и убеждения под влиянием новой информации. Иначе говоря, информационные каналы между средой и личностью заблокированы.

Очевидно, что учет всего комплекса факторов, определяющих характер когнитивных структур индивида, может оказать существенную помощь преподавателю в процессе обучения, позволяя вырабатывать индивидуальный подход к учащемуся. Разумеется, это возможно только при условии координации его действий с профессиональными психологами, владеющими соответствующими методиками.

Еще один аспект рассматриваемой проблемы связан с понятием когнитивный стиль личности. Это понятие появилось в тот момент, когда ведущие представители направления, получившего название «Новый взгляд» на теорию восприятия и  познания,  заметили, что  различия в восприятии одних и  тех же  объектов связаны с личностными особенностями людей (мотивацией, установками,  жизненным опытом  и т.д.) [2].  Дальнейшие исследования показали, что имеют место устойчивые индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, способах организации приобретаемого опыта, которые и были названы «когнитивным стилем».

Родоначальником этого направления в когнитивной психологии считается американский психолог Г. Виткин (1916-1979). В настоящее время изучение когнитивного стиля личности развивается весьма интенсивно, о чем свидетельствуют тысячи работ, посвященных влиянию когнитивно-стилевых особенностей личности на самые разные стороны ее поведения [4].

Интерес к когнитивному стилю связан с его всепроникающим влиянием на разные стороны поведения человека в сфере общения, учебы, работы. Когнитивный стиль находится на стыке познавательных и мотивационных структур и занимает ключевую позицию относительно возможности раскрыть механизмы целостности личности. Поэтому зная когнитивный стиль человека, можно делать прогнозы относительно многих особенностей его поведения, в том числе и в процессе учебы.

Многие исследователи полагают, что интеграция отдельных стилевых характеристик в целостную структуру позволит отразить важные стороны человеческой индивидуальности. На сегодняшний день описано порядка десяти параметров когнитивного стиля. Среди них  важнейшими являются когнитивная сложность, понятийная дифференцированность, полезависимость-поленезависимость.

Когнитивный подход к личности включает анализ  жизненных и экспериментальных проявлений различных параметров когнитивного стиля. Эксперименты, в частности, показывают, что поленезависимость и высокая понятийная дифференцированность положительно влияют на успеваемость обучающихся. Иначе говоря, ученики с высокой успеваемостью демонстрируют значительно больше признаков поленезависимости. Связь понятийной дифференцированности с успешностью обучения выглядит более сложной: высокая понятийная дифференцированность способствует выявлению специфичности предлагаемой задачи, низкая – большей широте переноса навыков из одной ситуации в другую.

Таким образом, параметры когнитивного стиля находятся в разных соотношениях с уровнем интеллекта и отдельными свойствами личности, что объясняется особенностями их природы. Сами же когнитивные стили по своим глубинным основаниям представляют собой формы интеллектуальной зрелости субъекта и должны учитываться в процессе обучения при формировании универсальных учебных действий.

 

Список литературы

1.      Бейтсон Г. Экология разума. – М., 2000.

2.      Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. – М., 1977.

3.      Келли Дж.А. Теория личности: Психология личных конструктов. – СПб., 2000.

4.      Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии. – М., 1981.