Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В последние десятилетия прогностическая функция психики, связанная с построением модели желаемого будущего человека, все более привлекает внимание психологов. Как правило, при обозначении указанного вида психической реальности говорят о временной перспективе, перспективном планировании, построении модели будущего, реализации жизненных планов и смыслов и т. д. Особый интерес для психолога представляет процесс развертывания, реализации временной перспективы личности в форме жизненной стратегии субъекта.

Жизненные стратегии как психологический конструкт всегда привлекали большой интерес у исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Васильева, Ю.М. Резник, С.Л. Рубинштейн и др.). Понятие жизненной стратегии в отечественной психологии рассматривается не только как индивидуальный личностный конструкт, но и как образование, сформированное у  субъекта профессиональной деятельности (А.С. Мельничук, О.В. Москаленко и др).

Проблема жизненных стратегий личности является включѐнной в процесс формирования и трансформации временной перспективы в построении модели собственного будущего человека (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова- Славская, О.Г. Квасова, Е.И. Головаха, А.А. Кроник и др.).

Осознание собственной временной перспективы достаточно важно для преподавателя вуза. Современные условия жизни и особенности работы в педагогическом коллективе требуют от специалистов чѐткой организации, точного самоопределения и видения, как своего развития, так и формирования профессионализма студентов.

Целью эмпирического исследования является изучение психологических особенностей жизненных стратегий и временной перспективы у преподавателей вуза.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что у преподавателей вуза с пассивной направленностью жизненной стратегии (пассивная жизненная ориентация, степень управления своей жизнью находится в экстернальном локусе контроля, осознанность жизненной стратегии низкая) будет преобладать общая ориентация на будущее, положительное отношение к своему прошлому и, наоборот, у преподавателей с активной направленностью жизненной стратегии (в большей степени представлена активная жизненная ориентация, степень управления своей жизнью находится в интернальном локусе контроля, осознанность жизненной стратегии высокая) будет преобладать негативное отношение к прошлому, гедонистическое и фаталистическое отношение к настоящему и будущему.

Исследование проводилось с января по март 2015 года. Выборочную совокупность составили преподаватели вузов г. Кирова общей численностью 108 человек, с преподавательским стажем работы от 1 до 60 лет, из них 23 мужчины и 85 женщин.

В качестве диагностических методик использовались: методика «Жизненное предназначение» (О. И. Мотков); методика «Локус контроля» Дж. Роттера; Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо.

Согласно полученным данным, в содержании жизненных предназначений, на основании которых строится стратегия жизни, у преподавателей вуза преобладает творческая направленность (67,02%), более половины респондентов ощущают себя преобразователями своей жизни и деятельности, в отличие от исполнителей.

Кроме того, большинство преподавателей отводят себе руководящую роль (61,71%), считают, что самостоятельно могут планировать свою жизнь, независимо от внешних условий.

Во множестве жизненных ситуаций абсолютное большинство преподавателей вуза склонно поддерживать окружающих людей, оказывать им посильную помощь в разрешении сложных вопросов (90,43%).

Относительно жизненных ориентаций преподавателей по выборке преобладают средние значения по ситуативной (бытовой, учебной и т.п. – на конкретные дела) и духовной (широкомасштабной, общечеловеческой) направленности, тем не менее, максимально высокие баллы набраны по шкале духовной ориентации.

Примечательно, что в целом по выборке преобладают средние (71%) и высокие (21%) баллы по шкале «вера в осуществимость жизненного предназначения», что   указывает на уверенность преподавателей в реализации своего жизненного пути.

Направленность локуса контроля по шкале методики О.И. Моткова преобладает интернальная (внутренняя) с показателем 59,58% по выборке, что соответствует высокой степени ответственности преподавателей за свою жизнь и опоре на собственные силы в построении жизненной стратегии. Присутствует также средний уровень (21,28%) и экстернальный (внешний) локус контроля (19,14%), что соответствует недостаточной уверенности в своих силах при планировании жизни, фаталистичности восприятия своего предназначения у данных групп.

Далее был произведѐн подсчѐт баллов по методике Дж. Роттера «Шкала локуса контроля». По результатам опроса преобладают средние значения по обеим направленностям локуса контроля.

Согласно первичной обработке данных по методике временной перспективы Ф. Зимбардо, в выборке преобладают респонденты со средними показателями по всем шкалам. Следует указать, что есть лица с негативным восприятием своего прошлого с незначительным перевесом над теми, кто прошлое воспринимает позитивно (13,83% по отношению к 10,64%); с гедонистическим отношением к настоящему  по сравнению обеспокоенностью будущим (12,77% к 11,7%); с общей ориентацией на будущее и планированием целей (14,89% к 13,83%).

Значительный перевес по выборке наблюдается в сторону ностальгического, сентиментального отношения к своему прошлому, его реконструкции (14,89% к 7,45%), что свидетельствует  о высокой рефлексии преподавателей над прошедшим периодом жизни. В отношении фаталистичности настоящего небольшой перевес наблюдается в сторону отношения к жизни как к предопределѐнности, недостаточно сфокусированная временная перспектива (15,95% к 12,77%).

Таким образом, уже по первичному анализу результатов можно сделать выводы о преобладании у преподавателей творческого и руководящего жизненного предназначения, интернальной направленности локуса контроля и ностальгического восприятия своего прошлого, стремлении к его реконструкции и рефлексии над прежним периодом жизни.

На втором этапе эмпирического исследования представленные выше результаты обследования были подвергнуты статистическому анализу по выявлению значимости различий в показателях активности - пассивности, осознанности жизненных стратегий, направленности локуса контроля, а также в характеристиках временной перспективы.

По результатам статистического анализа значений активной направленности жизненных стратегий (творческая, руководящая позиции, интернальный локус контроля, высокая осознанность жизненного предназначения) и пассивной направленности жизненных стратегий (исполнительная, подчинѐнная роль, экстернальный локус контроля, низкая степень осознанности жизненной стратегии) выявились следующие значимые различия: между показателями экстернального локуса контроля и роли творца, руководителя (Uэмп. = 1420; Uкр.: 1247  (p≤0,01)); между  показателями интернального локуса контроля и роли исполнителя, подчинѐнного (Uэмп. = 1140; Uкр.: 1247 (p≤0,01)); между поддержкой других и экстернальным локусом контроля (Uэмп. = 1070; Uкр.: 1133 (p≤0,01)); между верой в осуществление жизненного предназначения и ситуативной ориентацией, экстернальным локусом контроля (Uэмп. = 1560; Uкр.: 1233 (p≤0,01)).

Кроме того, выявлены значимые различия по шкалам осознанности жизненного предназначения и гедонистического настоящего (Uэмп. = 1220; Uкр.: 1415 (p≤0,01)), а также по шкале руководитель и позитивное прошлое (Uэмп. = 1160; Uкр.: 1146 (p≤0,01)).

Таким образом, можно сделать вывод о значимых различиях между активной направленностью жизненной стратегии и позитивным отношением к своему прошлому, экстернальным локусом контроля, гедонистическим настоящим и ситуативной ориентацией; о различиях между пассивной направленностью жизненной стратегии и интернальным локусом контроля, роли творца, руководителя в построении жизненного пути.

По итогам проведѐнного исследования будет составлена программа по оптимизации жизненных стратегий преподавателей вуза, т. к. педагоги особенно нуждаются в умении грамотно распределять своѐ время и выделять существенные моменты, чтобы в связи с высоким ритмом жизни успешно преодолевать трудности и развиваться в профессиональной среде.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Кировской области проекта № 15‑13‑43002а(р) «Управление квалификационными ресурсами в контексте устойчивого развития региональных вузов»

 

Список литературы

1.      Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. – М.: Алтейя, 2001. – 300 с.

2.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев – СПб.: Питер, 2000.

3.      Васильева, О. С. Психология смысла жизни [Текст] / О. С. Васильева, Е. А. Демченко. – М.: Изд-во ФОРУМ, 2005. – 130 с.

4.      Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности служащих [Текст] / Ю. М. Резник, Т. Е. Резник // Социологические исследования. – 2007. – №12. – 32 с.