Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В период реформирования системы образования и еѐ гуманизации×× всѐ более актуальной, теоретически и практически значимой становится  проблема сохранения,  а главное – развития индивидуальности ребѐнка с учѐтом его особенностей. Сфере образования и обществу в целом нужны физически и психически здоровые дети. Поэтому задача общеобразовательной школы на современном этапе – оптимизировать процесс социально- педагогической адаптации проблемных учащихся, которым часто причисляют леворуких детей. Множество различных факторов провоцирует у них школьные трудности и психологические проблемы, нарушая их интеграцию в образовательную среду школы. Социально-педагогическая адаптация леворуких детей и подростков, как правило, проходит долго, сложно, противоречиво. И достаточно часто сопровождается такими кризисными состояниями, как конфликтность, отсутствие контакта с другими детьми и людьми в целом, неумении и нежелании общаться, невозможность реализовать свои потребности и способности в учебной и внеучебной деятельности, дополнительном образовании и выборе профессии. Согласно современной концепции образования, в центре внимания которой находится личность учащегося и его индивидуальность, леворукие школьники нуждаются в более внимательном отношении к ним с учѐтом их особенностей [1, 3, 4, 5].

Различные аспекты детской леворукости исследуются в отечественной и зарубежной литературе с позиции педагогики, психологии и медицины. Но направление и степень разработанности этой проблематики в данных отраслях различны. Объектом педагогических исследований леворукие дети стали не так давно. Так, адаптация к школе леворуких детей анализировалась С.В. Феоктистовой и С.Ф. Кутнюк. Е.С. Арбузова исследовала психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей у обучению в общеобразовательной школе Подготовка леворуких детей старшего дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе средствами физического воспитания рассматривалась Е.И. Горбуновой. Н.Г Савкина обосновала необходимость педагогической помощи леворуким детям в первый год их обучения в школе. В современной педагогической науке предметом особого интереса учѐных и практиков стала методика обучения леворуких детей (М.М. Безруких, И.В. Ефимова, М.Г. Князева, Н.Г. Савкина).

Целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических особенностей леворуких детей в процессе обучения в школе.

Исследование проводилось на базе МКОУ Базовской СОШ НСО. В исследовании приняли участие 50 учеников 1-х классов, 10 из которых леворукие и 40 – праворукие.

На первом этапе исследования среди двух классов определяли группу леворуких детей. Для этого были проведены тесты Вильдавского и Князевой. Леворукие ученики образовали экспериментальную группу, тогда как праворукие дети вошли в контрольную группу.

На следующем этапе работы мы выявляли сформированность графических навыков. Изучив школьные прописи детей, мы пришли к выводу, что в среднем графические навыки праворуких школьников выше, чем навыки леворуких детей. Это проявлялось в нарушении почерка: треморе линий, неправильных буквах, искажении оптического и кинетического образа, пространственном расположении элементов букв, зеркальном письме. В силу физиологической обусловленности, зеркальность не только не осознаѐтся в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда.

На третьем этапе исследования проводилась корректурная проба Ландольта для оценки внимания. Оказалось, что уровень устойчивости внимания у леворуких и праворуких детей на первой минуте не отличается, но в последующие 4 минуты у леворуких наблюдается снижение уровня устойчивости внимания. По итогам пяти минут теста праворукие учащиеся в среднем просматривали 1075 знаков что, в целом на 49 символов больше чем леворукие. Работоспособность леворуких детей, особенно снижалась на 4-й и 5°-й минуте. Это свидетельствует о том, что у леворуких детей меньшая концентрация внимания. На первой минуте работы праворукие и леворукие учащиеся демонстрировали одинаковые результаты. Для полного восприятия и понимания левшам необходима более длительная поэтапная проработка материала. При выполнении корректурной пробы леворукие дети допустили больше ошибок, чем праворукие, как правило, это неправильно зачѐркнутые или пропущенные символы.

Оценка уровня опосредованной слуховой памяти показала, что она выше у праворуких детей в среднем на 2 балла. 80% леворуких детей имеют средний уровень памяти, остальные 20% – высокий, и ни один леворукий ребѐнок не имел очень высокий уровень памяти.

В процессе беседы с родителями, психологом и  учителями школы были определены наиболее часто встречающиеся во время обучения проблемы леворуких детей:

1)      Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме и чтении; как правило, имеют плохой почерк, очень медленный темп письма, трудности в переключении с одной операции на другую в процессе деятельности.

2)      Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т – п, м –   л, н – к, и – н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве, неспособность скопировать графический элемент, букву.

3)      Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

4)      Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа, медленный темп чтения [3].

В процессе нашей работы с леворукими детьми мы можем сделать ряд выводов по их эмоционально- психологическим и волевым особенностям. Это . постоянное ощущение себя не таким как другие, внутренний дискомфорт, который вызывает у левшей микро-стрессы, порождающие неудачи, неудобства, раздражение, повышенную эмоциональную чувствительность и ранимость. Они быстрее утомляются, и как следствие этого, менее работоспособны. Такие дети склонны к робости, неуверенности, конформности. Левши проявляют повышенную тревожность, раздражительность, несдержанность и очень внушаемы, у них снижен самоконтроль. Они подвержены страхам и быстрым сменам настроения [1, 2, 3, 5].

Все описанные эмоционально-психологические особенности левшей, свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира.

Выявленные особенности позволили составить рекомендации по обучению и воспитанию леворуких учащихся:

Не проявлять негативного отношения к леворукости. Правильно организовать его рабочее место.

Не требовать безотрывного и правонаклонного письма.

Использовать пошаговую подачу материала, двигательные действия раскладывать на элементы, выделять этапы и их последовательность.

Опираться на их визуальное восприятие и пространственное мышление, развивать зрительно-моторную координацию.

Избегать переутомления, организуя разнообразную деятельность ярко и красочно. Напоминать правила поведения на уроке, в коллективе, особенно правила безопасности. Эмоционально поддерживать ребенка, отмечая его успехи и достижения.

Развивать эмоциональную сферу, эмоциональный интеллект.

Учет индивидуальных особенностей и соблюдение основных рекомендаций, совместные желания и усилия родителей, психологов и педагогов обеспечат успешность обучения леворуких детей и будут условиями их оптимального развития.

 

Список литературы

1.      Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., 1998. 240 с.

2.      Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.: Дрофа, 2000. 256 с.

3.      Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. М.: Новая школа. – 1994, 107 с.

4.      Безруких М.М., Эфимова С.П. Ребенок идет в школу 4-е изд., перераб. – М.: Изд.центр «Академия», 2000.248 с.

5.      Семенович А.В. Мужполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991. 93 с.