19 мая 2018г.
Профессия врача издревле считалась почетной. Социально-экономические, политические изменения современного этапа развития России внесли значительные изменения представлений в системе «врач – пациент – система здравоохранения» (Б.А. Ясько, А.Д. Доника, Т.А. Ковелина, Д.И. Присяжнюк, Н.В. Курылева, А.В. Кузнецов и др.). С инновационной точки зрения появляются тенденции связанные с развитие превентивной медицины, на смену массового лечения приходит индивидуальная медицина, использование биотехнологий. А значит, все больше востребованными будут такие надпрофессиональные навыки и умения как: системное мышление, способность работать в ситуации неопределенности, управление проектами, мультикультурность и межотраслевые коммуникации, умение работать с людьми.
Принципиально важным является вопрос готовности врачей к работе в новых условиях с высоким уровнем конкуренции и когнитивной сложности. С.П. Безносов отмечает, что наиболее глубокие негативные поражения возникают в типе профессий «человек – ненормальный человек» по категориям: возраст – здоровье - психологическое состояние [1]. Отметим лишь некоторые исследования. Р. Конечный и М. Боухал отметили следующие проявления медицинских работников – черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма; жаргон (в палате лежат «четыре желудка», три «желчных пузыря» и одна «почка»); «клинический взгляд» на окружающих; невнимание к личностным особенностям пациентов [2].
Е.А. Столярчук и А.Э. Лукьянчуком исследуя профессиональную деформацию врачей разных специализаций также выявили преобладание цинизма. * Кроме этого, в результате корреляционного анализа обнаружены следующие особенности врачей-хирургов:
1. Обратная взаимосвязь между гипертимической акцентуацией характера и показателями психического выгорания (деперсонализацией, эмоциональным истощением и редукцией личностных достижений), редукция личностных достижений находится в прямой зависимости с цинизмом.
2. Статистически значимые связи между агрессивностью и демонстративной, экзальтированной и тревожной акцентуациями характера. Тревожная акцентуация характера связана с цинизмом на уровне тенденции.
3. Влияние стажа на тип акцентуации характера (с увеличением тревожного и уменьшением гипертимического типа в группе с бОльшим стажем профессиональной деятельности), на показатели психического выгорания (увеличение редукции личностных достижений), а также на увеличение с возрастанием стажа таких проявлений профессиональной деформации как цинизм и агрессивность.
4. Пол врачей-хирургов влияет на такое проявление профессиональной деформации, как агрессивность, которая выше у мужчин.
5. Агрессивность выше у мужчин по сравнению с женщинами-хирургами.
Анализируя возможности профилактики профессиональной деформации врачей и развития их личностных ресурсов противодействия профессиональному выгоранию, отметим некоторые теоретические аспекты. В.В. Петухов, опираясь на представления А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна об основных свойствах субъекта (активность, способность к изменению себя, наличие внутренних противоречий), предлагает три типа субъекта: природный, социальный, культурный. Ключевое отличие заключается в механизме решения жизненных задач: природный субъект - через приспособление к изменяющимся условиям; социальный субъект – присвоение существующих в конкретном обществе (или сообществе) правил, норм поведения, принципов и кодексов; культурный субъект – самостоятельное и ответственное решения собственных проблем на основе общечеловеческих универсальных абсолютных норм, своим собственным уникальным образом. Г. П. Щедровицкий определяет «профессиональный империализм» как результат освоения профессии и стремление ассимилировать весь материал, при котором появляется специфическая форма мышления и деятельности – меняется «технология» восприятия мира [1]. В данной парадигме профессиональная деформация – это «болезнь» социального субъекта, соответствие критериям внешне заданной «нормальности» (требованиям организационной культуры, представлениям об этики профессии, социально-экономическим ожиданиям и пр.).
Для профилактики личностных деформаций и поддержания профессионального здоровья специалистов помогающих профессий, в частности врачей, психологическая помощь должна быть направлена на формирование «надпрофессиональных» компетенции высококультурного субъекта – зрелого профессионала, на развитие гибкого мышления, способности усваивать (видеть) множество контекстов реальности, усваивать новые знания, быть готовым «примерять» их на себя.
Результаты исследования особенностей профессиональной деформации свидетельствуют о существовании рисков снижения их профессионального здоровья. Это должно учитываться как при подготовке врачей на этапе обучения и повышения квалификации, так и при внедрении службы психологического сопровождения в целях профилактики профессионально-личностных деформаций.
* http://diplom.psy.spbu.ru/component/fabrik/details/1/725/html.html?tmpl=component&iframe=1&print=1
Список литературы
1. Безносов С.П. Профессиональные деформации персонала // Психология менеджмента: Учебник для вузов/ под ред. Г.С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2004. – С.269 - 281.
2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Авиценум, 1983. – 405 с.