13 февраля 2016г.
Астраханская область по структуре национального состава относится к многонациональным регионам. В последние годы наблюдается изменение этнического состава Астраханской области в связи с усилившимися миграционными процессами. Эти реалии изменили не только этнодемографическую картину региона, но и обнажили ряд проблем, связанных с трудностью вхождения мигрантов в новую для них культурную среду, а, следовательно, и проблем межкультурного взаимодействия. Данные проблемы прослеживаются и в общеобразовательных учреждениях. Вместе с тем, именно в школе возможно предупреждение и разрешение проблем, связанных с межэтническим взаимодействием. Они могут быть решены при помощи игры.
Игровая деятельность очень эффективна при усвоении разного рода навыков и культурных норм поведения. Когда социальная активность затруднена, социализация в реальном мире значительно затрудняется, средствами игры создается новый мир. В этом новом мире подросток или юноша выступают как деятели. В силу этого, игровая деятельность представляет собой один из факторов социализации, в частности, приобретение личностного опыта совместной жизнедеятельности.
В современных гуманитарных науках термины «игра» «игровое взаимодействие» «игровая деятельность» достаточно распространены и научно обоснованы. Так, в социологии игра (англ. play/game; нем. Spiel) - непринудительная, свободная деятельность, форма самовыражения субъекта, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков, и умений; в психологии - один из видов активности человека и животных, своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие (Л.С. Выготский); в педагогике – дидактический метод.
История развития теории игры уходит далеко в прошлое. Интерес к ней то обострялся, то исчезал. Так, древние философы настолько высоко ценили игру, что фактически приравнивали ее к искусству (Платон), считали ее эффективным способом развития интеллекта (Аристотель). В средние века, вплоть до XVII века, к игре складывается отношение как к бесполезному времяпровождению, и даже детская игра осуждается, и только со времен Ренессанса возвращается интерес к игре (Ф. Рабле, М. Монтень, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и др.).
В конце XIX века появляются научные теории игры, где игра становится предметом систематического научного изучения с различных позиций.
Представители физиологического подхода (Г.Спенсер, М. Лацарус и др.) считали, что высшие животные и человек, ввиду лучшей приспособленности к существованию, имеют избыток энергии, не затрачиваемый на физическое существование, а все органы требуют постоянной тренировки. Игра воспроизводит те действия, которые важны для сохранения жизни индивидов, является своеобразной тренировкой, которая приносит и пользу, и удовольствие, т.е., игра – это всего лишь биопсихологическая адаптация человека к окружающей среде.
С биогенетических позиций (Г.С. Холл), игра – остаточное явление, атавизм, рудимент человеческой деятельности. Функция игры заключается в изживании наследственных инстинктов, которые в ней могут выражаться свободно, постепенно ослабевая, помогают человеку включиться в современное культурное общество.
С точки зрения социального подхода (К. Гросс) игра – это приготовление к жизни, непреднамеренное самовоспитание ребенка.
В начале XX века появляются новые теории в рамках биопсихологических концепций Согласно У. Макдуголлу, человек как общественное существо находится под влиянием инстинктов, поэтому игра – «социальный» инстинкт человека, а роль игры заключается в том, что она входит в обширный комплекс видов поведения, имеющих приспособительный характер; игровая деятельность – процесс уравновешивания организма со средой (Г. Мерфи); игра - форма деятельности с предметом (Ф.Я. Бентендейк);
Теория игры с социологических позиций попадает под общие трактовки общественного поведения и общественных процессов: игра – это особая деятельность, определяемая физическим состоянием человека, его социальными установками, соответствующими социальной группе, в которую он включен (Д. Рисмен); игра – это средство рекреации (К. Рэйнуотер); игра – средство возникновения группового единства и формирование личности, полезной обществу (М. Неймер и Э. Неймер).
По мнению Ж. Пиаже, игра – это форма творчества с определенной целью, подготовка к возможным формам поведения в социальной действительности.
С психотерапевтических позиций игра замещает технику свободных ассоциаций (З. Фрейд). Основными функциями игры является снятие запретов, иллюзорное удовлетворение неудовлетворенных в действительности желаний.
Д.Л. Морено в своей концепции игры исходит из того, что неврозы возникают как результат внутреннего конфликта человека с группой, в которой протекает его жизнь. Разработанный им метод психодрамы как психотерапевтический метод призван разрешить данный конфликт. Детская игра – это средство предупреждения конфликтов, символическое исполнение желаний, способ подготовки психики ребенка к будущим формам взрослого поведения и отношений.
С позиций культурологического подхода к игровому взаимодействию (Й. Хейзинге) , игра – первичная жизненная категория. Она необходима индивиду как биологическая функция; в силу завязывания ею духовных и социальных связей игра выполняет культурную функцию.
Каждый из подходов в теориях игры позволил создать современную концепцию игры, основные положения которой сводятся к следующему: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [4, с. 145]. Поведение основывается на социальных нормах - стандартах поведения, которые усваиваются в процессе игрового взаимодействия.
Этнокультурный подход в формировании поведения личности вполне укладывается в современную концепцию игры.
Исходя из этого можно выделить следующие функции игры этнокультурного подхода:
1. познавательная функция – освоение знаний особенностей предметного, природного этнокультурного мира;
2. обучающая функция – освоение общекультурных форм поведения, а также норм и правил поведения в этнокультурной среде; характеризующая уровень развития культуры личности в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения в этнокультурной среде; включающая знаниевый, эмоциональный и поведенческий компоненты.
3. коммуникативная функция – освоение форм взаимодействия в процессе игровой деятельности; объединение группы полиэтнического состава в коллектив; установление эмоциональных контактов;
4. развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств, способствующих формированию этнокультурного поведения;
5. воспитательная функция – обучение и коррекция этнокультурного поведения в игровых моделях жизненных ситуаций;
6. рекреационная функция – снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного интенсивной нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении; создание положительного эмоционального состояния.
При этом одна и та же игра может выступать в одной или нескольких функциях. По своему назначению игры этнокультурного подхода носят дидактический характер. Включая дидактические игры в социально- педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые соответствуют дидактическим целям.
Цель игры этнокультурного подхода заключается в обогащении этнокультурных знаний и опыта взаимодействия субъекта с представителями иной этнокультурной группы на основе приобретения знаний о другой культуре; нормах и правилах поведения представителей иной культуры; развития позитивного отношения к другой культуре, а также освоение этнокультурного поведения обучающимся субъектом.
В игре, как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Таким образом, игра социализирует, развивает и воспитывает личность.
Педагогическое значение дидактических игр определяется знакомством учащихся с различными этнокультурами, воссозданием и усвоением общественного опыта в процессе игры, возможностью переноса игровых моделей взаимодействия в социальную реальность. Психологические значение дидактических игр этнокультурного подхода заключается в том, что в игре формируется важное качество личности – толерантность/этнотолерантность. Все это позволяет использовать игру как средство формирования этнокультурного поведения личности.
Список литературы
1. Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под ред. В.В. Петрусинского – М.: ГЦ «Энроф», 1994. – 135 с.
2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
3. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. /Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Словари») . - 640 с.