Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Махачкала
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Актуальность данной темы определяется тем, что под воздействием разных влияний, к числу которых относится неполнота или распад разносторонних связей и отношений человека с окружающей средой, возрастает вероятность угрозы биосоциальной сущности человека с последствиями снижения его потенциала развития и адаптации. Характер адаптации к среде детерминирован морфофункциональными особенностями организма.

Доказано, что определенный уровень жизнедеятельности достигается разной степенью напряжения физиологических систем, т.е. неодинаковой физиологической ценой. Психологическое неблагополучие указывает на напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов, что и влечет истощение внутренних резервов, а в конечном итоге школьную дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. это является препятствием благоприятного развития личности. Поэтому для того, чтобы разработать программы по сохранению психологического благополучия очень важно выделить его факторы.

В периоды социальных перемен и экологических катастроф резко возрастает уровень психологической травматизации, что негативно сказывается на состоянии психического здоровья населения и, прежде всего, детей.

Благополучие — это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития. Особенный интерес для исследователей представляет изучение факторов психологического неблагополучия в младшем школьном возрасте. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому различные ее компоненты и стороны выступают в качестве диагностических критериев психологического благополучия или неблагополучия младшего школьника.

Состояние науки и практики потребовало нахождения интегрального показателя, позволяющего оценивать самочувствие человека. Таким показателем на наш взгляд является категория «психическое здоровье».

Психическое здоровье — это отсутствие выраженных психических расстройств, определенный резерв для преодоления неожиданных затруднений, состояние внутриличностного равновесия и равновесия между человеком и окружающим миром.

Проблема психологического благополучия и неблагополучия рассматривается в связи с тем, что напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов влечет истощение внутренних резервов человека, а в конечном итоге дезадаптацию, соматическую ослабленность и хронические болезни. В связи с этим особое значение приобретает изучение факторов психологического неблагополучия, чтобы снизить вероятность дезадаптивных проявлений.

Благополучие — это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт - результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития.

Психологическое неблагополучие определяется характером эмоционального самочувствия личности.

Психологическое неблагополучие — это субъективное переживание конфликта, который рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной среды

В психологии существуют множество подходов к изучению особенностей и сущности психологического неблагополучия.

Рассматривая вопрос о развитии личности и ее психологическом благополучии, К.Г. Юнг особо выделяет движение в направлении самоосуществления посредством уравновешивания и объединения различных элементов личности. В противном случае можно говорить о психологическом неблагополучии. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин "индивидуация". Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самоосуществления.

По мнению К. Роджерса, психологическое неблагополучие напрямую связано с нарушением устойчивости Я-концепции личности. К. Роджерс выделил следующие условия, обеспечивающие устойчивость функционирования, Я-концепции личности. К. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранить состояние согласованности самовосприятия и переживания. Отсюда следует логический вывод, что переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут сознаваться и точно восприниматься. Следует отметить, что человеческая концепция себя является критерием, по которому переживания сравниваются и либо символизируются в осознании, либо символизация отрицается.

К. Роджерс рассматривает психологическое неблагополучие как состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник

заключается в потенциальном конфликте между установками "Я" и непосредственным опытом человека [2, с.36].

В отечественной психологической науке также имеются различные точки зрения на сущность психологического благополучия и неблагополучия.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна жизнь является для человека проблемой [3, с.54]. Жизненные противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия. Это в свою очередь обуславливает психологическое благополучие либо неблагополучие субъекта.

Л.С. Выготский связывает психологическое благополучие и неблагополучие ребенка с прохождением возрастных кризисов. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным течением [1, с.15]. Довольно часто психологическое неблагополучие связывают с понятием "дезадаптация". Важнейшим показателем дезадаптации является нехватка "степеней свободы" адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации вследствие прорыва строго индивидуального для каждого человека функционально-динамического образования - адаптационного барьера.

В нашем исследовании для определения состояния психического здоровья школьников были выделены три группы (младшие школьники, школьники средних и старших классов).

Для каждой возрастной группы были выдвинуты критерии психического здоровья. Для школьников младших классов – это уровень невротизации. Для школьников средних и старших классов – стремление к ценностям самоактуализирующейся личности; гармоничному бытию и здоровому отношению к людям.

Состояние психического здоровья детей можно охарактеризовать удовлетворительное. Так, в младшем школьном возрасте только 27% детей можно отнести к группе психически здоровых. Остальные относятся к группе риска, причем у 21% зафиксированы нервные расстройства, у 49% - предрасположенность к ним.

Школьники 7-х и 10-11-х классов разделяют ценности самоактуализирующейся личности, но для них самоактуализация еще не стала образом жизни, а является мечтой и стремлением. Причинами этого является то, что школьники не уверены в себе, тревожны и невротичны, у них присутствует недоверие к окружающему миру и неверие в людей.

Мы можем констатировать, что высокий процент учащихся (39, 18% школьников 7-х классов и 45,9% школьников 10-11 классов) имеют стабильную склонность реагировать на различные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства, что является невротическими реакциями на ситуацию.

Треть школьников 10-11-х классов не имеют определенного смысла и жизненной цели, что является свидетельством психического нездоровья данной части школьников.

Овладение учителями и родителями навыками оптимального взаимодействия с детьми позволит снизить факторы психосоциального неблагополучия в развитии ребенка и улучшить состояние психического здоровья.

 

Список литературы

 

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Просвещение, 1999. – 134 с.

2.   Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. // Семья и школа. 1987. - №10. - С. 22-24.

3. 4. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. / Отв. ред. Е.В. Шорохов. - М., 2000.