Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В настоящее время мотивационная составляющая профессиональной социализации в подготовке медицинских кадров обретает все большую актуальность. Это объясняется и реформами образования, и снижением престижа некоторых медицинских специальностей, в частности, специалистов среднего медицинского звена. И, конечно, значительную роль в актуализации междисциплинарных исследований этой проблемы играет размытое представление учащихся и абитуриентов о выбранной профессии. Мотивационная сфера является в определенном смысле высшей, определяя, синтонны или дистонны внутренние установки личности профессиональным обязательствам. Как указывает ряд исследователей, разумное влияние на мотивацию может позволить в этом значении оптимизировать образовательный процесс [1, 4, 24].

Анализируя мотивационные факторы профессиональной социализации студентов, С.И. Кучмиева отмечает эффективность мотивационного подхода для исследования означенной проблемы, в той мере, в какой он расширяет возможности исследователя. Одновременно с этим выявление основ мотивации студентов при установлении зависимости профессиональной социализации способствует расширению возможности прогнозной оценки развития исследуемого процесса уже на этапе поступления [10].

В наиболее общем понимании, мотивация представляется системой побудительных компонентов, играющих свою роль в деятельности. Однако, подходы к ее подробному исследованию, тем не менее, отличаются. Как единую систему мотивов ее рассматривают В.С. Мерлин, Х. Хекхаузен, В.Ф. Морган. Как особую сферу, содержащую как мотивы, так и другие побуждения – В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.И. Анцыферова, И.А. Васильев, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон [23]. С точки зрения Р.И. Цветковой, наиболее продуктивным является представление о сфере мотивации, как о многоуровневой системе с устойчивым в определенной степени единством мотивов, а также рядом других компонентов [23]. Таким образом, исследователю представляется возможность классифицировать и категоризировать не только конкретные мотивы, но и саму структуру мотивации. Наиболее крупными блоками являются блоки непосредственных и опосредованных мотивов. Непосредственные соответствуют социально значимым ценностям и включены в сам процесс деятельности, ценности же и цели опосредованных лежат вне деятельности, но удовлетворяются в ней хотя бы частично [15].

В мотивационной сфере выделяются следующие компоненты, носящие профессиональный характер: когнитивный, оценочный и самооценочный, содержательно-профессиональный, рефлексино-профессиональный и рефлексивно-личностный, установочный, ретроспективный, успешности деятельности, а также инициативы и творчества. Вся структура мотивационной сферы имеет иерархическое строение.

В исследовании В.М. Зайцевой рассмотрены три интегративных фактора, которые входят в ранговую структуру доминирующих мотивов, участвующих в принятии решения обучаться медицинской профессии: это врачебно-профессиональный фактор, коммуникативно-деонтологический, а также социально-конформистской мотивации. Там же отмечается, что преобладание в выборе профессии какого-то из мотивационных факторов имеет нейродинамическую и тендерную обусловленность [7].

Как отмечает Д.Л. Меламед [13], учебно-профессиональная деятельность полимотивирована, что соответствует принципу полидетерминированности системного подхода. Деятельность студентов связана с целым комплексом мотивационных факторов, которые могут выстраиваться в различные иерархии [2, 11].

В процессе своего исторического развития отечественная психология выработала большое количество категорий для содержательного описания мотивационной сферы, что сделало возможным многостороннее ее исследование. К числу основных категорий относятся такие как желание, стремление, интересы, идеалы и убеждения [12].

Компонент мотивационной сферы, нравственно-этический, по мнению С.Л. Рубинштейна является высшим во всей структуре мотивации [17]. На основе теоретического анализа различных работ, рассматривающих человека как субъекта труда, жизнедеятельности и нравственно-духовного развития и, таким образом, олицетворяющих различные подходы, было выявлено, что высший компонент – нравственно-духовный–     присутствует в каждом из концепций в той или иной степени. Более того, он является одной из основных детерминант, обуславливающих поведение личности [5, 6, 7, 8].

Глубокий анализ категории самоактуализации в ее историческом развитии провел Д.А. Леонтьев [19]. В своем исследовании студентов вузов Е.В. Самаль пишет, что самоактуализация  это внутренняя активность субъекта, которая направлена на выявление возможностей, смыслов и ценностей [18]. Самоактуализация как процесс представляет собой актуализацию. При этом, как отмечает Д.А. Леонтьев, приставка «само-» (англ. «self-») означает не только направленность на себя, а указывает на объект актуализации, а именно – Я, самость. Проводя анализ понятия «самоактуализация», автор пишет, что основных таких качеств 15, и что, кроме них, Маслоу выделял еще дополнительные в специальных исследованиях любви [19].

С точки зрения Е.В. Самаль, самоактуализирующаяся личность должна быть активной, деятельной, ответственной, позитивной по отношению к себе и миру, цельной, креативной и способной легко преодолевать возникающие препятствия, руководствуясь при этом верой в себя, а также жизненным  смыслом  [18]. И.В. Мешкова в своем исследовании развитии личности студентов колледжа отмечает, что в случае принятия студентами ценностей самоактуализации их развитие на этапе профессиональной подготовки проходит более эффективно [14]. Кроме того, профессиональное становление будет более успешным в том случае, если личностью уже сформирована психологическая готовность к осуществлению деятельности по специальности. Под готовностью подразумевается наличие ценностного отношения к профессиональной деятельности, адекватность как профессиональных целей и задач, так и мотивов [3]. Стремление к самоактуализации играет важную роль в становлении специалиста также по причине его связи с уровнем направленности на профессию: чем выше степень самоактуализации, тем выше уровень профессиональной направленности.

Необходимо учитывать, однако, что профессиональная социализация подразумевает также наличие определенных норм, и что дезадаптация возможна даже в том случае, если мотивационные диспозиции максимально сформированы и соответствуют самоактуализирующейся личности. Так,  в  исследовании О.В. Никитиной на примере сотрудников МВД было показано, что при таком уровне личностного и профессионального  развития  сотрудника,  когда  его  потенциал  становится  выше,  чем  у  остальной профессиональной среды, может проявлять себя обратная связь со статусом, являющимся внешним критерием адаптивности [16].

Таким образом, как показал анализ литературы,  сама по себе проблема самоактуализации студентов в процессе профессионализации достаточно хорошо разработана; предложены направления практической работы и выработаны рекомендации в целях повышения эффективности последней. Однако при этом остается нераскрытой вся глубина мотивационной сферы; кроме того, остается неясным, связаны ли качества самоактуализирующейся личности как таковые с мотивами выбора профессии в случае медицинского колледжа, и как они влияют на процесс профессиональной социализации.

Другие исследования выявляют некоторые закономерности развития мотивационной сферы студентов – непосредственно или косвенно. При этом связи обнаруживаются между мотивами, процессом социализации, профессиональной направленностью, смысловой структуре деятельности, профессиональных намерениях, характерологических особенностях личности и др.

И.И. Митрофанова указывает, что недостаточная мотивированность и проблемы в профессионализации студентов вузов подтверждаются социальными исследованиями, показывающими плохую информированность старшеклассников о своей будущей профессии. Только 18% из них знают о перспективах профессионального роста [15].

Различный уровень мотивации к учебно-профессиональной деятельности, как показано в исследовании Д.Л. Меламед, связан с различным интрагрупповым статусом студентов. С возрастанием статуса студентов возрастает уровень мотивации. При этом высокостатусные и низкостатусные обладают наиболее выраженными мотивами самореализации, в то время как среднестатусные – коммуникативными мотивами [13]. Выявлена связь индивидуально-психологических особенностей с мотивами поступления в медицинский вуз у хорошо - и слабоуспевающих студентов. Показано также, что характерологические особенности личности и степень развития ее способностей играют значительную роль в формировании профессиональной мотивации [7].

На примере студентов вузов исследована динамика мотивационной сферы в процессе обучения [8]. Показано, что развитие в целом происходит по следующему пути: от активного формирования на начальном этапе профессиональных намерений – к амбивалентности на третьем курсе - и затем формирование адекватного представления о своей будущей деятельности с объективизацией намерений и прогрессированием.

Особенный интерес представляет исследование С.И. Кумчиевой на предмет мотивационных факторов профессиональной социализации студентов вуза, в результате которого были выявлены некоторые закономерности. Те мотивы, которые основаны на интересе к самому процессу обучения и развитию личности, имеют преимущественно положительное влияние на профессиональную социализацию. Двойственный характер влияния носят группы социальных и материальных мотивов, стимулируя отдельные аспекты профессиональной социализации и сдерживая  другие. Просоциальные и, по большей части, инфантильные мотивы оказывают преимущественно отрицательное воздействие на профессиональную социализацию. Достаточно большая их значимость является одним из факторов, определяющих низкий уровень профессиональной социализации [10].

Говоря о мотивационной сфере, согласимся с авторами, утверждающими, что суть развития ее как высшей, иерархически устроенной системы состоит в том, что субъект овладевает средствами побуждения, перестройки и структурирования своих психических функций, адаптируясь благодаря этому, изменяясь в соответствии с изменениями в условиях окружающей среды [9, 12, 17, 23]. Важнейшим условием успешности профессионализации и профессиональной социализации, в частности студентов, на начальном этапе обучения является социально-психологическая работа, направленная на коррекцию и активизацию внутренних психологических детерминант.

 

Список литературы

1.      Андриянова Е.А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. дис. … докт. социол. наук. Волгоград 2006. 39 с.

2.      Барабанщиков В.А. Принцип системности в современной психологии // Психология. 2004. №3. C. 3-17.

3.      Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена: На примере медицинской сестры. Калуга, 2003. 206 с.

4.      Веретельникова Ю.Я., Родионова Т.В., Мухина М.Ю., Чернышков Д.В., Масляков В.В. Ценностное самоопределение студентов медицинского вуза: психолого-педагогические условия // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (7). С. 1532-1536.

5.      Веретельникова Ю.Я., Чернышкова Е.В., Беляков А.Е. Личностные детерминанты стратегий преодоления трудных ситуаций у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2013. Т. 9. № 1. С. 132-136.

6.      Двинянинова     Е.Н.      Развитие     нравственно-этической     сферы     личности  студентов     в     процессе профессионального обучения: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2010. 219 с.

7.      Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: дис. ... канд. психол. наук. Смоленск, 2004. 199 с.

8.      Иванова Е.В. Психологическое сопровождение развития профессиональных намерений студентов вузов в условиях негарантированной занятости: дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2007. 200 с.

9.      Кром  И.Л.,  Андриянова  Е.А.,  Новичкова  И.Ю.,  Чернышкова  Е.В.  Пространственное  измерение инвалидизации в условиях соматических ограничений // Социология медицины. 2011. № 1. С. 54-59.

10.   Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: дис. ... канд. социол. наук. Волгоград, 2007. 219 с.

11.   Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: «МОДЭК», 2011. 424 с.

12.     Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 583 с.

13.   Меламед Д.Л. Особенности мотивации учебно-профессиональной деятельности разностатусных студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 127 с.

14.   Мешкова И.В. Развитие личности студентов колледжа в профессионально-образовательном пространстве: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2009. 185 с.

15.   Митрофанова И.И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 174 с.

16.   Никитина О.В. Психологические особенности мотивационных диспозиций в контексте профессиональной адаптации: на материале сотрудников МВД: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 173 с.

17.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720 с.

18.   Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 245 с.

19.   Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.

20.   Стебакова Д.А. Личностные особенности студентов медучилища с разными типами самоактуализации: дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 251 с.

21.   Тропотяга П.А. Психологические детерминанты профессиональной успешности будущего специалиста:дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2009. 211 с.

22.   Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 704 с.

23.   Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: дис. ... докт. психол. наук. Хабаровск, 2007. 530 с.

24.   Чернышков Д.В., Андриянов С.В. Профессиональная социализация как процесс личностного роста специалиста // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сб. науч. трудов по итогам международной научно-практической конференции. Вып. 2. Екатеринбург: ИЦРОН, 2015. С. 97-100.