Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Йошкар-Ола
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Актуальность профессионального самоопределения, личностную и социальную значимость которого трудно переоценить, существенно возрастает в отношении подростков с особыми социальными ситуациями развития, испытывающими трудности в самостоятельном успешном профессиональном выборе в силу специфики внешних условий и внутренних процессов развития. Данная категория подростков весьма обширна и разнородна. Среди них выделяются подростки с признаками одаренности, которые, не смотря на высокие потенциалы профессионального самоопределения, далеко не всегда достигают результатов, соответствующих их одаренности, и реализуют себя в творческой профессиональной деятельности. В связи с чем одаренные подростки требуют особого внимания со стороны педагогов и психологов в процессе осуществления профессионального самоопределения [1; 5].

Основой эффективной поддержки одаренных подростков в определении перспектив профессионального развития является знание специфики внутренних и внешних детерминант данного процесса, характерной для подростков с признаками одаренности.

В ряду детерминант субъективного характера исследователи называют высокоразвитые способности одаренных подростков в разных областях деятельности, которые открывают перед ними множество вариантов профессионального самоопределения, порой взаимоисключающих. Что приводит к трудностям определения одного наиболее приемлемого варианта профессионального выбора. Во время школьного обучения и в дальнейшей жизни одарённые дети неоднократно меняют свои профессиональные предпочтения [4].

Следующая субъективная проблема профессионального самоопределения одарённых подростков связана с их неравномерным развитием. Опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с социально-эмоциональным развитием нередко приводит к тому, что одарённый ребёнок гораздо раньше определяется в профессиональном отношении, чем его ровесники, концентрируется на определённой области науки, спорта, искусства. Однако, повзрослев, он может пересмотреть свои профессиональные интересы. Но понимание того, сколько сил и времени отдано на развитие в детстве проявившихся способностей и страх не оправдать надежды родных вызывает у повзрослевшего одарённого ребёнка внутриличностный конфликт, влияющий на его профессиональную самореализацию [2].

Значительные трудности профессионального самоопределения одаренных подростков связаны с проблемами личностного развития. Так, исследования В.С Юркевич свидетельствуют о недостаточной способности к самоактуализации одаренных детей, которые автор связывает с отсутствием у одаренных детей навыков деятельности в ситуациях внешней неопределенности, кризиса, отсутствием эффективных способов преодоления собственных неэффективных стереотипов поведения, в частности, стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности [6].

Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова отмечают несформированность процессов планирования и низкий уровень самоконтроля одарённых детей (неумение строить планы во временной перспективе, нежелание делать то, что не нравится, неумение довести дело до конца), которые также являются препятствием для успешного профессионального самоопределения. Поскольку эффективность трудовой деятельности во многом определяется умением человека строить планы, добиваться их осуществления, чётко распределяя своё время и усилия [2].

И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, выделяют недостаточное развитие у одаренных подростков компетенций, связанных со способностями осуществлять самостоятельный профессиональный выбор на основе использования информационных, коммуникационных и социально-правовых основ поведения личности [3]. Одаренные подростки в связи с высокой социальной чувствительностью чаще своих сверстников осуществляют профессиональный выбор, ориентируясь не на собственные способности и интересы, а на то, что ценно для окружающих – родителей, педагогов, сверстников. Чутко воспринимая ожидания и надежды родителей, учителей, сверстников, одарённый ребёнок стремится, как можно в большей     степени     соответствовать    этим     ожиданиям,     что     существенно     искажает     процесс     его профессионального самоопределения.

Особенности     психического     развития     одаренного     ребенка     определяют     специфику      его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, которая в свою очередь, существенно влияет на успешность процесса профессионального самоопределения.

Так, во взаимодействии одаренного подростка с учителями на формирование профессионального самоопределения, как свидетельствуют исследования, негативное влияние оказывает чрезмерное вмешательство педагогов в процесс обучения одаренных школьников, которое тормозит развитие самостоятельности, саморегуляции, активности, и в целом –субъектности как основополагающего компонента успешности профессионального самоопределения [1].

Нередко высокий уровень интеллектуального развития, критичности, индивидуализма одаренных школьников, вызывает их неприятие у профессионально некомпетентных учителей, а также у сверстников. Трудности в межличностных взаимодействиях негативно сказываются на всех сферах личностного развития и самоопределения одаренного подростка, в том числе, профессионального. По мнению В.С. Юркевич и В.Э. Чудновского можно говорить о социальной дезадаптированности детей с проявлениями одарённости, их недостаточной включённости в социальные нормы и требования коллектива. С этой точки зрения одарённые дети находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска [7].

Особые условия развития и особые взаимоотношения с одарённым ребёнком складываются и в его семье. С одной стороны в семье одарённого ребёнка созданы благоприятные условия для развития его одарённости, присутствуют близкие, дружеские отношения, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве. С другой стороны в семье одарённого ребёнка нередко складывается ситуация развития, неблагоприятная для формирования его личности и профессионального самоопределения, которая нередко характеризуется чрезмерной концентрацией на ребенке, чрезмерным вниманием, контролем, опекой, ограничивающими развитие его самостоятельности и инициативы в планировании профессионального и жизненного пути.

Таким образом, формирование и развитие способностей одарённых подростков к профессиональному самоопределению и самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущей профессиональной деятельности является важной задачей психолого-педагогического сопровождения их развития. Что определяет необходимость разработки и реализации технологии поддержки профессионального самоопределения одаренных подростков в процессе школьного обучения, учитывающей их индивидуальные особенности и специфику социальной ситуации развития.

 

Список литературы

 

1.        Арон, И.С. Личностное развитие и профессиональное самоопределение одарённого ребёнка в этнокультурном образовательном пространстве школы / И.С. Арон. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011. – 136с.

2.        Бабаева, Ю.Д., Белоусова, В.В., Попова, Л.В. Организация психологического сопровождения одарённых подростков в процессе их профессионального самоопределения / Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. – М.: МГППУ, 2010. - 77с.

3.        Исаев, И.Ф., Кармакова, В.Н. Профессиональное самоопределение старшеклассников с признаками одарённости / И.Ф. Исаев, В.Н. Кармакова // Сборник научных трудов по материалам международной НПК «Современные проблемы и пути их решения в науке и образовании 2009». – Одесса: Черноморье, 2009. Том17. Педагогика, психология и социология. – 96с. С.3-10.

4.        Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избранные труды / Н.С. Лейтес – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 480с.

5.        Рабочая концепция одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, А.В. Брушлинского, В.Н. Дружинина, В.С. Юркевич и др. 2-е изд. – М.: Мин-во образования РФ, 2003. – 95 с.

6.        Юркевич, В.С. Главная цель работы психолога с одарёнными детьми [Электронный ресурс] / В.С. Юркевич. URL: http://www. psyparents. ru (дата обращения: 11.03.2013).

7.        Чудновский, В.Э., Юркевич, В.С. Одарённость: дар или испытание / В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. – М.: Знание,1990. – 80с.