19 мая 2018г.
Вопросы адаптации первоклассников к школьному обучению являются наиболее важными на первой ступени начального общего образования. Данной проблеме уделяли большое внимание следующие исследователи: Э.М. Александровская [1,2], М.Р. Битянова [3], А.Я. Варламова [4], Г.Д. Воднева [5], Н.Г. Лусканова [6], И.А. Коробейников [6], Р.В. Овчарова[7] и другие.
По мнению М.Р. Битяновой, «адаптация – это процесс и результат согласования человека с окружающий миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятых в них формах и правилах» [3].
Адаптация учащихся к школе – это длительный процесс, связанный с изменением всех систем организма. Переход детей к новому социальному статусу действительно вносит колоссальные изменения. Ведущий вид деятельности – игра сменяется на учебную деятельность, что в корне меняет повседневный привычный образ жизни ребенка. Все это обуславливает необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы. Поскольку именно от того, как пройдет адаптация к школе зависит развитие личности школьника, а также дальнейшая успешность его обучения.
Ситуация новизны для любого человека является тревожной. Ребенок при поступлении в школу начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, тревожность, настороженность, неуверенность в себе. В различные периоды развития у ребенка могут проявиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Как правило, эти нарушения носят временный характер. Но у некоторых детей они появляются все чаще и чаще, что приводит к дезадаптации. С этим понятием связывают некоторые отклонения учащихся в учебной деятельности: трудности в обучении, конфликты с учителями и одноклассниками.
Р.В. Овчарова считает, что «школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» [7].
Н.Г. Лусканова и И.А. Коробейников указывают на три основных момента для верного понимания сущности школьной дезадаптации [6].
Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в «чистом», изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархизированную структуру нарушения школьной адаптации.
Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредствований, причём на разных этапах формирования дезадаптации мера патогенности каждого из факторов и его место в общей структуре нарушений не являются постоянными.
В-третьих, становление картины школьной дезадаптации происходит не просто на фоне, а в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза, что, однако, не даёт оснований для их отождествления, но диктует при этом необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае [6].
Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников прошел максимально благоприятно важно на должном уровне организовать их психологическое сопровождение.
На сегодняшний день термин «сопровождение» прочно вошел в психолого-педагогическую литературу и практику работы, но несмотря на это до сих пор нет единой трактовки данного понятия.
В психологии под сопровождением понимают систему профессиональной деятельности, направленную на создание условий для успешной адаптации человека. Грамотно организованное сопровождение помогает личности максимально благополучно пройти процесс адаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации к школьному обучению - это единый и непрерывный процесс изучения личности первоклассника, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах школьной деятельности, установлении межличностных в коллективе сверстников, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия. Это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
М.Р. Битяновой, сопровождение рассматривается «как процесс, как целостная деятельность практического школьного психолога, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента» [3]:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого- педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении с взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы [3].
В соответствии с этими основными компонентами процесса сопровождения выделяется несколько важнейших направлений практической деятельности школьного психолога в рамках процесса сопровождения: школьная прикладная психодиагностика, развивающая и психокоррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, школьников и их родителей, социально- диспетчерская деятельность. В самих направлениях, сформулированных в общем виде, нет ничего нового. Однако каждое направление обретает свою специфику, получает конкретные формы и содержательное наполнение, включаясь в единый процесс сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание специальных условий, направленных на развитие личности первоклассника и его дальнейшее успешное обучение.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус первоклассника и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи первоклассникам, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Таким образом, проведя анализ литературных источников, мы приходим к выводу о том, что вопрос адаптации является актуальным и сегодня. Огромное количество работ посвящено проблемам адаптации, дезадаптации, психолого-педагогического сопровождения учащихся. Однако существует проблема в недостаточности разработанности программ психолого-педагогического сопровождения с учетом современных условий обучения, согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта. При таких условиях проведение эмпирического исследования процесса адаптации первоклассников с целью разработки программы психолого-педагогического сопровождения представляется нам особенно актуальным.
Список литературы
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.М. Александровская. – Москва, 2002. – 144 с.
2. Александровская Э.М. Психологические трудности при адаптации к школе / Э.М. Александровская, Н.Г. Лусканова // Гигиена и санитария, 1984. – №3. – С. 2-14.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. / М.Г. Битянова. – Москва: Совершенство, 2013. – 112 с.
4. Варламова А.Я. Школьная адаптация / А.Я. Варламова. – Волгоград, 2005. – 204 с.
5. Воднева Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д. Воднева. – Витебск, 2006. – 156 с.
6. Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации / Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников.– Москва, 1993. – 56 с.
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – Москва, 1999. – 261с.
8. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно- ориентированного обучения: дис. канд. пед. наук / Л.Г. Субботина. – Кемерово: 2002. – 213 с.