19 мая 2018г.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в современной России происходят существенные изменения в системе (сфере) образования. За последние 10 лет значительно изменились требования к выпускникам, в связи с принятыми новыми стандартами ФГОС ВО (от 14 декабря 2015 года) [7]. Этот документ содержит компетенции, которыми должен обладать современный выпускник Вуза:
· личностные,
· коммуникативные,
· регулятивные,
· познавательные
Безусловно, овладение данными компетенциями предполагает наличие учебно-профессиональной мотивации студентов, желание овладевать профессиональными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для будущей работы.
Однако, за последние 10 лет, на разных курсах обучения у студентов наблюдается разный уровень мотивации. Исследования Е.Г. Смирновой [4] свидетельствуют о том, что на первом курсе 85% студентов планируют работать по профессии, но за время обучения у значительной части студентов мотивация снижается, появляются сомнения в сделанном выборе. Уже ко второму курсу лишь 47% студентов планируют работать в выбранной сфере. По статистике к выпуску из Вуза большая часть студентов разочаровывается в выбранном ими профиле обучения. Это может быть связано с такими факторами, как: ожидания не соответствуют действительности, неуверенность в себе (не соответствие личностным качествам), материальная неудовлетворенность в выбранной сфере деятельности (низкий уровень заработной платы), «нашел себя» в другой сфере, профессия не востребована на рынке труда.
Другая картина наблюдается в военных Вузах.
Условия, которые влияют на выбор поступления в военные учреждения:
· Родители, которые хотят воспитать из своих сыновей настоящих, физически развитых и сильных духом мужчин, которые будут верны своей Родине
· Такие военно-учебные заведения – это серьезная база для получения и построения будущей успешной карьеры в выбранной профессиональной деятельности
· Влияние местоположения. Многие выбирают вуз, который находится недалеко от дома или до которого удобно добираться
· Многие абитуриенты не могут аргументировать свой выбор и просто руководствуются своим собственным желанием: «Я хочу стать военным без каких-либо объяснений».
· Семейная династия, в которой все мужчины становились военными
· Также большое значение имеет и социально - материальный стимул. Во время учебы и службы курсанты получают приличные деньги, а по выпуску у молодых офицеров появляется большой шанс получить квартиру.
Из перечисленных выше условий, влияющих на выбор поступления, все-таки хочется верить, что большинство парней, решивших стать военными, испытывают чувство долга перед своей Родиной. Они искренне хотят быть нужными для своего государства, стать его опорой и обеспечить надежную защиту своему народу.
Теоретической основой в изучении мотивации, мотивационной структуры личности и проблемами учебно-профессиональной мотивации студентов стали работы: Е.П.Кринчик [3], Е.П. Ильина [2] и др.
Теоретической основой в изучении мотивации военных, можно выделить военных ученых, таких как М.И. Дьяченко[1], Н.Ф. Феденко[6] и др.
По определению доктора психологических наук А.Г. Маклакова [4] «Мотивация» - представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив», обозначает систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В научной литературе мотивация чаще всего рассматривается как совокупность причин психологического характера, которые объясняют человеческое поведение, его начало, направленность и активность.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение студентов с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний. Сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Трудность учебного материала приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Студенту необходимы устойчивые профессиональные мотивы учебной деятельности и вполне адекватные представления о своей будущей работе. При наличии этих составляющих мотивации у студентов последние будут стремиться к постоянному развитию креативности, нацеленной на получение нового знания и формирования профессионально важных качеств.
Военно-профессиональная деятельность — это деятельность не просто по защите своей страны; это деятельность по защите своей Родины, своего Отечества.
Проблема подготовки компетентных офицеров, обладающих высокой степенью мотивации к военно-профессиональной деятельности и готовности к профессиональному совершенствованию, во все времена остается актуальной, поскольку относится к сфере национальной безопасности любого государства. Мотивация как результат предшествующего профессионального самоопределения и как условие последующей удовлетворенности выбранной профессиональной деятельностью составляет основу формирования личности профессионала. Общество заинтересовано в повышении эффективности профессионального обучения будущих военных, требуя развития всего комплекса составляющих учебно- профессиональной деятельности курсантов с целью ее поддержания на качественно высоком уровне.
По мнению Н.Ф. Феденко [5] под учебно-профессиональной мотивацией будущих военных специалистов понимается совокупность мотивов, детерминирующих активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивающих его профессиональное становление. Специфика формирования учебно-профессиональной мотивации в процессе профессиональной подготовки курсантов определяется ее ведущим значением для успешной организации и реализации учебной деятельности через побуждение к учебно-познавательному процессу, повышение его познавательной активности, самостоятельности, результативности решения учебно-практических ситуаций.
Список литературы
1. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: Учебное пособие для вузов/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович // -2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Изд-во БГУ, 1981- 383 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин// – Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 512 с.
3. Кринчик, Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов на факультете психологии МГУ [Текст] / Е.П. Кринчик / / Вестник Московского университета. - Сер. 14. Психология. - 2006. - № 1.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов/А.Г. Маклаков// – Санкт-Петербург: Питер, 2008 – 296 с.
5 Смирнова Г. Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов // Вестник МГУ: 2009. №3. С. 86-100.
6 Феденко Н.Ф. Психология воинского коллектива/Н.Ф. Феденко// Москва: Воениздат, 1981 – 317 с.
7 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)