19 мая 2018г.
Процесс обучения в высшей школе в современных условиях образования не должен сводиться только к получению теоретических знаний. Параллельной идущей целью выступает формирование профессиональной мотивации обучающихся. И помочь в достижении этой цели могут активные методы обучения. В педагогической литературе под активными методами обучения понимаются методы, максимально повышающие уровень познавательной активности обучающихся [3, с. 415]. При этом деятельность обучающихся носит не только продуктивный, но и творческий характер.
В качестве признаков активных методов обучения можно выделить:
1) Активизация мышления обучающихся, так как они всегда должны проявлять активность;
2) Длительное время активности, предполагающее, что обучающиеся работают не время от времени, а в течение всего учебного процесса изучения дисциплины;
3) Самостоятельность обучающихся в формулировании и поиске поставленных задач;
4) Мотивированность обучающихся к обучению.
Одной из особенностей активных методов обучения можно обозначить то, что при их использовании процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся носит равноправный характер.
Смолкин А.М. объединяет все методы активного обучения в следующие группы:
1) неимитационные – методы, которые используются на традиционных видах занятий, например, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинарские занятия и т.д.;
2) имитационные – методы, основой которых является имитация профессиональной деятельности.
Имитационные методы можно разделить на игровые (деловая игра; педагогические задачи) и неигровые (коллективное решение каких-либо задач; анализ конкретных ситуаций).
По мнению Вороновой А.А. можно выделить следующие типы методов активного обучения:
1) Социально-психологический тренинг;
2) Метод анализа конкретных ситуаций;
3) Имитационные игры.
В педагогической литературе активные методы обучения так же делять на индивидуальные и групповые; дискуссионные; рейтинговые, предполагающие активизацию познавательной деятельности обучающихся за счет соревнования между ними; тренинговые и проблемного обучения.
В своей работе преподаватель может использовать как один, так и несколько методов активного обучения.
Наиболее распространенные методы активного обучения в системе высшего образования, способствующие формированию профессиональной мотивации обучающихся:
1) Презентации, подготовленные в программе PowerPoint. Это один из наиболее простых и
доступных методов обучения для использования как на лекционных, так и семинарских и практических занятиях. Немаловажным фактором применения презентаций в рамках учебного процесса может стать то, что слайды создаются не только преподавателем, но и самими обучающимся.
По мнению Галкиной Н.Ю. основная цель, которая достигается при подготовке презентаций непосредственно обучающимися, является обобщение, систематизация, повторение и более прочное закрепление пройденного учебного материала. Подготовка презентаций может осуществляться как индивидуально, так и в парах или подгруппах [2, с. 49].
Галкиной Н.Ю. считает, что создание обучающимися презентаций способствует:
- активной самостоятельной переработке учебного материала;
- проявлению творческой активности при создании презентаций;
- возможности уйти от чтения докладов «по листочкам»;
- формированию навыков корректного высказывания замечаний и отстаивания своей позиции при обсуждении достоинств и недостатков подготовленных презентаций;
- получение обратной связи преподавателем о достоинствах и недостатках презентаций, сделанных им для проведения лекционных занятий;
- использование презентаций при проведении семинарских и практических занятий, позволяет эмоционально и мотивационно активизировать познавательную деятельность обучающихся [1, с. 308].
2) Основная цель кейс-технологии - решение конкретных ситуаций профессиональной деятельности. При этом допустимы два варианта решения поставленной задачи: поиск единственно правильного решения, либо наличие нескольких вариантов решения и их обоснование.
3) Метод проектов направлен на самостоятельную разработку обучающимися проекта по теме и его защиту. Метод проектов можно использовать после изучения какой-либо темы, либо на одном из последних занятий по дисциплине. Можно объединить этот метод с методом создания презентаций. Деятельность обучающихся будет направлена не только на разработку конкретного проекта, но и решение задачи обобщить полученный материал и изложить его на слайдах.
Метод проектов способствует:
- активной самостоятельной работе обучающихся с источниками и информацией, необходимой для подготовки проекта;
- продуктивному запоминанию пройденного материала;
- развитию коммуникативных способностей обучающихся.
4) Олимпиады, в ходе подготовки к которым обучающиеся осуществляют активный поиск фактов, имеющих отношение к тематике олимпиады. Также может проводиться либо после изучения темы, либо после завершения изучения дисциплины.
5) Научно-исследовательская работа обучающихся, представляющая собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач. При защите научно-исследовательской работы обучающийся должен продемонстрировать способность грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать свои предложения.
Выполнение научно-исследовательской работы формирует знания, умения и навыки:
- самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
- проведения анализа существующих теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
- самостоятельного исследования по выбранной тематике;
- демонстрации умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
- интереса к научной деятельности.
Следовательно, использование активных методов обучения позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся высшей школы, а интересные задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью могут быть направлены на формирование профессиональной мотивации.
Список литературы
1. Галкина Н.Ю. Возможности использования презентаций PowerPoint для организации самостоятельной работы обучающихся вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно-образовательный центр«Перспектива». Ульяновск, 2016. 633 с.
2. Галкина Н.Ю.О возможностях использования презентаций Power-Point для организации самостоятельной работы в вузе // По материалам XV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 30.06.2016г.). 147 с.
3. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2007. 432 с.
4. www. infourok.ru
5. www. works.doklad.ru