Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Процесс обучения в высшей школе в современных условиях образования не должен сводиться только к получению теоретических знаний. Параллельной идущей целью выступает формирование профессиональной мотивации обучающихся. И помочь в достижении этой цели могут активные методы обучения. В педагогической литературе под активными методами обучения понимаются методы, максимально повышающие уровень познавательной активности обучающихся [3, с. 415]. При этом деятельность обучающихся носит не только продуктивный, но и творческий характер.

В качестве признаков активных методов обучения можно выделить:

1)   Активизация мышления обучающихся, так как они всегда должны проявлять активность;

2)   Длительное время активности, предполагающее, что обучающиеся работают не время от времени, а в течение всего учебного процесса изучения дисциплины;

3)   Самостоятельность обучающихся в формулировании и поиске поставленных задач;

4)   Мотивированность обучающихся к обучению.

Одной из особенностей активных методов обучения можно обозначить то, что при их использовании процесс взаимодействия преподавателя и обучающихся носит равноправный характер.

Смолкин А.М. объединяет все методы активного обучения в следующие группы:

1)    неимитационные – методы, которые используются на традиционных видах занятий, например, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинарские занятия и т.д.;

2)   имитационные – методы, основой которых является имитация профессиональной деятельности.

Имитационные методы можно разделить на игровые (деловая игра; педагогические задачи) и неигровые (коллективное решение каких-либо задач; анализ конкретных ситуаций).

По мнению Вороновой А.А. можно выделить следующие типы методов активного обучения:

1)   Социально-психологический тренинг;

2)   Метод анализа конкретных ситуаций;

3)   Имитационные игры.

В педагогической литературе активные методы обучения так же делять на индивидуальные и групповые; дискуссионные; рейтинговые, предполагающие активизацию познавательной деятельности обучающихся за счет соревнования между ними; тренинговые и проблемного обучения.

В своей работе преподаватель может использовать как один, так и несколько методов активного обучения.

Наиболее распространенные методы активного обучения в системе высшего образования, способствующие формированию профессиональной мотивации обучающихся:

1)      Презентации, подготовленные в программе PowerPoint. Это один из наиболее простых и

доступных методов обучения для использования как на лекционных, так и семинарских и практических занятиях. Немаловажным фактором применения презентаций в рамках учебного процесса может стать то, что слайды создаются не только преподавателем, но и самими обучающимся.

По мнению Галкиной Н.Ю. основная цель, которая достигается при подготовке презентаций непосредственно обучающимися, является обобщение, систематизация, повторение и более прочное закрепление пройденного учебного материала. Подготовка презентаций может осуществляться как индивидуально, так и в парах или подгруппах [2, с. 49].

Галкиной Н.Ю. считает, что создание обучающимися презентаций способствует:

-   активной самостоятельной переработке учебного материала;

-   проявлению творческой активности при создании презентаций;

-   возможности уйти от чтения докладов «по листочкам»;

-   формированию навыков корректного высказывания замечаний и отстаивания своей позиции при обсуждении достоинств и недостатков подготовленных презентаций;

-   получение обратной связи преподавателем о достоинствах и недостатках презентаций, сделанных им для проведения лекционных занятий;

-     использование презентаций при проведении семинарских и практических занятий, позволяет эмоционально и мотивационно активизировать познавательную деятельность обучающихся [1, с. 308].

2)        Основная цель кейс-технологии - решение конкретных ситуаций профессиональной деятельности. При этом допустимы два варианта решения поставленной задачи: поиск единственно правильного решения, либо наличие нескольких вариантов решения и их обоснование.

3)   Метод проектов направлен на самостоятельную разработку обучающимися проекта по теме и его защиту. Метод проектов можно использовать после изучения какой-либо темы, либо на одном из последних занятий по дисциплине. Можно объединить этот метод с методом создания презентаций. Деятельность обучающихся будет направлена не только на разработку конкретного проекта, но и решение задачи обобщить полученный материал и изложить его на слайдах.

Метод проектов способствует:

-   активной самостоятельной работе обучающихся с источниками и информацией, необходимой для подготовки проекта;

-   продуктивному запоминанию пройденного материала;

-   развитию коммуникативных способностей обучающихся.

4)    Олимпиады, в ходе подготовки к которым обучающиеся осуществляют активный поиск фактов, имеющих отношение к тематике олимпиады. Также может проводиться либо после изучения темы, либо после завершения изучения дисциплины.

5)       Научно-исследовательская работа обучающихся, представляющая собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач. При защите научно-исследовательской работы обучающийся должен продемонстрировать способность грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать свои предложения.

Выполнение научно-исследовательской работы формирует знания, умения и навыки:

-   самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

-    проведения анализа существующих теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

-   самостоятельного исследования по выбранной тематике;

-     демонстрации умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования  данные;

-   интереса к научной деятельности.

Следовательно,     использование      активных      методов      обучения      позволит      активизировать  познавательную деятельность обучающихся высшей школы, а интересные задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью могут быть направлены на формирование профессиональной мотивации.

 

Список литературы

 

1.        Галкина Н.Ю. Возможности использования презентаций PowerPoint для организации самостоятельной работы обучающихся вуза // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно-образовательный центр«Перспектива». Ульяновск, 2016. 633 с.

2.        Галкина Н.Ю.О возможностях использования презентаций Power-Point для организации самостоятельной работы в вузе // По материалам XV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 30.06.2016г.). 147 с.

3.       Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко. М.: Проспект, 2007. 432 с.

4.       www. infourok.ru

5.       www. works.doklad.ru