Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В современных условиях в ходе стремительного развития процессов межкультурной коммуникации технический прогресс не решил проблем с языковым барьером и продуктивным общением у выпускников неязыковых вузов. Недостаточное развитие профессиональной коммуникативной компетенции является особенно чувствительной проблемой для будущих экономистов. В первую очередь, это связано с перспективами построения карьеры в международных компаниях. В этих условиях максимально положительных результатов можно добиться через развитие такого компонента коммуникативной компетенции, как иноязычная дискурсивная компетенция, которая многими авторами определяется как знание множества дискурсов и норм их построения [4].

Стоит отметить, что относительно данной проблемы сформирована достаточная теоретическая (Н.В. Гальскова, И.Л. Бим, Г.В. Рогова, А.А. Вербицкий, И.В. Михалкина, Т.В. Самосенкова, А.Н. Щукин, Н.И. Гез, Д.И. Изаренков, Т.А. Лебедева, О.М. Казарцева, Л.А. Милованова и др.) и методологическая база (В.И. Карасик, Т.А. ван Дейк, В. Кинч, В.З. Демьянков, А.Е. Кибрик, И.М. Кобозева, О.В. Александрова, Е.С. Кубрякова, В.В. Красных и др.). Остается ее адаптировать с учетом современных требований к профессиональной подготовке [1].

Анализ системы обучения иностранным языкам студентов экономических специальностей позволил выявить слабые места, которые могут препятствовать эффективному обучению иноязычной дискурсивной компетенции. Среди них можно выделить следующие:

-       Лимит временных ресурсов, который определяется количеством установленных часов преподавания;

-     Недостаточное развитие у обучающихся способностей к самостоятельной проработке нового материала;

-       Недостаточное внимание письменному дискурсу, связанному с деловыми документами, относящихся к сфере будущей профессиональной деятельности студентов экономических специальностей.

Указанные проблемы предлагается решать посредством такой формы обучения, как деловая игра [2]. Применительно к письменному дискурсу деловых документов с ее помощью можно достичь следующих сопутствующих развитию иноязычной дискурсивной компетенции результатов:

-   Придать динамичность образовательному процессу;

-   Позволить студентам проявить самостоятельность;

-   Повысить мотивацию и заинтересованность обучающихся через коллективное взаимодействие;

-   Погрузить студентов в ситуацию профессионального общения.

Вопрос лимита времени может быть решен посредством проведения деловой игры вне аудиторных занятий. Для этого разработан проект учебно-методического комплекса «Язык деловых документов» с использованием аккаунта в одной из социальных сетей.

Суть деловой игры сводится к созданию виртуальной компании (предположительно консалтинговой), название которой разрабатывают сами студенты. При этом роли распределяются в соответствии с выбранным обучающимися типом организационной структуры.

1.                   Преподаватель выступает учредителем и имеет право влиять на стратегию развития компании.

2.                   Администратор аккаунта в социальной сети предстает исполнительным директором и выполняет такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль. При поддержке секретарей он готовит промежуточный и итоговый информационные отчеты для преподавателя.

3.                   Главный бухгалтер контролирует процесс оценки результатов. В его подчинении находятся бухгалтеры, которые занимаются сбором и обработкой первичных данных о полученных оценках.

4.                   Руководитель отдела HR контролирует работу HR менеджеров, которые на первом этапе занимаются распределением ролей, а затем отслеживают активность каждого студента в процессе реализации проекта.

5.                   Руководитель отдела маркетинга вместе со своими подчиненными инициирует темы для новых документов. Данная группа студентов также отвечает за организацию групповых презентаций.

6.                   Отдел продаж во главе с руководителем пытаются привлечь к участию в проекте носителей языка из социальных сетей, с которыми можно было бы пообщаться по вопросу документов и в целом бизнеса.

7.                   Консультанты делают доклады по подготовленным групповым презентациям.

Для создания подобной игры необходима подготовительная стадия, на которой студенты смогут реализовать все этапы создания компании:

-   Разработку названия, логотипа, слогана.

-   Формулирование, видения, миссии, ценностей, стратегии развития.

-   Создание организационной структуры.

Самостоятельная работа студентов сводится к публикациям материалов по изучаемой теме. При этом предусматриваются такие формы самоконтроля, при которых все студенты группы могут оставлять комментарии по поводу корректности данных. Все материалы публикуются на иностранном языке. За ведение аккаунта отвечает назначенный преподавателем студент, который выкладывает необходимую справочную информацию. Он же выступает руководителем проекта.

Для формирования списка терминов по тому или иному документу привлекаются все участники группы. При этом термины размещаются не с переводом на русский язык, а с трактовкой на иностранном языке. Также выкладываются подготовленные документы. Демонстрация презентаций и их обсуждение осуществляются посредством видеоконференции или вебинара. Особенностью данной игры является то, что студенты имеют право оценивать своих одногруппников на основе заданных критериев.

Преподаватель просматривает материалы и вносит свои коррективы и оценки. В соответствии с итоговыми результатами по каждому документу формируется рейтинг показателей. Студенты, набравшие минимальное количество баллов, проходят промежуточный оценочный контроль, который заключается в подготовке изученного документа. Итоговый контроль предусмотрен для всех студентов. Он включает перевод текста (до 2000 знаков) со словарем и создание документа.

В соответствии с этапами овладения дискурсом предлагается следующий алгоритм комплекса упражнений [3]:

1. Группа подготовительных упражнений, предусматривающая следующее:

-   Изучение материала по структуре и используемым терминам.

-   Написание определений к используемым терминам.

-   Написание вопросов по материалу для однокурсников.

-   После первого прочтения текста документа отметить уже известные термины.

-   После второго чтения текста выделить структуру документа.

-   После третьего чтения написать структуру и план каждого раздела.

2.     Группа упражнений на развитие умений письменного профессионально-делового общения включает:

-   Поиск в сети Интернет и выбор аналогичного текста.

-   Письменное определение структуры и вида бизнеса, к которому относится данный дискурс.

-   Подготовку собственного документа.

3.       Группа упражнений на развитие умений устного профессионально-делового общения, заключающаяся в следующем:

-    Подготовке групповой презентации по данному виду дискурса с указанием базовых терминов, структуры и цели использования, а также демонстрации готового документа.

-   Групповом обсуждении подготовленных презентаций.

Предложенный проект учебно-методического комплекса является принципиально новым решением вопроса обучения иноязычной дискурсивной компетенции студентов экономических специальностей. Ее реализация дает значительное количество преимуществ по сравнению с традиционными подходами, поскольку:

-    Данный проект учитывает необходимость сочетания разных видов речевой деятельности при решении сложных коммуникативных задач в профессиональном общении, что находит отражение в использовании особой классификации упражнений.

-   В ходе его реализации решается вопрос владения письменным дискурсом, касающимся деловых документов, с одной стороны, и проблема нехватки временных ресурсов, с другой стороны.

-      Использование современных средств коммуникаций и интерактивность процесса обучения позволяет мотивировать студентов в направлении развития навыков самостоятельной работы.

-      Посредством данного проекта предпринимается попытка восполнить пробел в освоении различных видов письменного дискурса деловых документов посредством дополнения процессуального компонента содержания обучения студентов экономических специальностей.

-      Предлагаемый проект может использоваться не только в рамках профильного обучения иностранным языкам, но и на спецкурсах практической направленности.

-     Посредством реализации проекта возможно создание базы данных значительного количества деловых документов на иностранном языке.

 

Список литературы

 

1.            Гураль С.К., Шатурная Е.А. Болонский процесс: Роль дискурсивной компетенции в обучении иностранным языкам // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 7

2.            Доможирова М. А. Деловая игра в обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов //автреф. дис…. канд. пед наук. – 2002. – Т. 13. –№08. – С.1-18.

3.            Качалов Н. А. Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. –№. 7 (135). – С.143-146.

4.            Т.А. ван Дейк Язык, познание, коммуникация. - М.: Прогресс. – 1989.