Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЕГЭ – 2015. НОВЫЕ ПРАВИЛА, СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Вот уже четырнадцать лет Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы, находится под пристальным вниманием российских законодателей. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведен еще в 2001 году. Но только в 2008 его стали сдавать учащиеся всех регионов страны.

В Государственной Думе за эти годы прошли парламентские слушания, депутаты давали многочисленные интервью, проводили мониторинги нарушений и выступали за совершенствование процедуры сдачи ЕГЭ. Хотя в этом году никаких значительных изменений на выпускных экзаменах не предвидится, они, все же, будут иметь свои особенности.

Например, проанализировав итоги прошлых лет, Алена Аршинова, заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию, отмечает, что в этом году планируется привлечь порядка тысячи федеральных и общественных наблюдателей и почти девять тысяч онлайн - наблюдателей. При этом Рособрнадзор предложил привлечь к ЕГЭ детских омбудсменов, работающих в субъектах РФ, и использовать их не только в качестве общественных наблюдателей, но и как членов государственных экзаменационных комиссий. При этом очень важно, считает Алена Аршинова, чтобы наблюдатели были хорошо осведомлены о том, как в идеале должен проходить этот экзамен. Для этого, считает она, хорошо бы организовать специальное обучение наблюдателей в режиме online. Главное, считает Аршинова, - это исключить возможность «утечек» экзаменационных вариантов.

Еще в июне 2014 года первый заместитель Председателя Комитета по образованию Владимир Бурматов обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву с предложением установить личности владельцев сайтов в социальных сетях, посвящѐнных ЕГЭ. Но, по мнению депутата, Министерство образования ничего не предприняло для ликвидации трех основных видов коррупционного бизнеса вокруг ЕГЭ. «Одним из видов такого бизнеса является существование многочисленных платных интернет-ресурсов, торгующих заданиями и ответами к ЕГЭ. Другой вид коррупционного заработка - это деятельность коммерческих компаний, занимающихся «гарантированной подготовкой к ЕГЭ. Часть этих компаний, по мнению экспертов, может быть аффилирована с чиновниками Министерства образования. Третий вид коррупционного бизнеса – это издание решебников  к заданиям ЕГЭ, авторами которых часто выступают также чиновники Министерства образования. Все эти три вида коррупционного бизнеса могли быть пресечены путем создания открытого банка заданий ЕГЭ. Однако этого сделано не было, несмотря на официальный ответ, полученный мной от Министерства образования, в котором говорилось, что ведомство готово на этот шаг. Возможно, чиновники Министерства могли «передумать», и доходы от коррупционного бизнеса перевесили доводы о необходимости создания открытого банка заданий».

Депутат ссылался на мониторинг, из которого следует, что в сети Интернет во время сдачи выпускных экзаменов действуют 403 Интернет-ресурса, содержащие материалы и ответы к заданиям ЕГЭ. Но в этом году Министерство образования и науки с данной проблемой справится, заверила Елена Аршинова. Не зря же премьер-министр России Дмитрий Медведев назвал проведение ЕГЭ «настоящей спецоперацией».

Главное новшество этого года при проведении выпускных экзаменов состоит еще и в том, что ЕГЭ по математике будет разделен на два уровня: базовый и профильный. Экзамен базового уровня будут сдавать те учащиеся, для которых математика не является профильным предметом в вузе.  К слову сказать, депутаты законодательного собрания Карелии, которые в марте 2015 года внесли в Государственную Думу законопроект об отмене ЕГЭ, считают, что это новшество - введение базового экзамена по математике приведет лишь к дальнейшему снижению планки государственной итоговой аттестации по этому предмету. Так что они резко отрицательно относятся к этой затее.

Еще одно новшество касается ЕГЭ по иностранному языку. В 2015 году предлагается сдавать его не только письменно, но и устно. Решение школьника при этом будет добровольным – выбирай, что тебе ближе. Правда, за успешную сдачу устного экзамена можно будет получить дополнительные двадцать баллов. Но вот депутат Ирина Яровая, проанализировав это предложение Министерства образования, выступила резко против обязательного ЕГЭ по иностранному языку, ратуя за более серьезное изучение русского языка.

Еще одна новация. В конце прошлого года впервые будущие выпускники писали итоговое сочинение, после которого их допускали к сдаче ЕГЭ. Отношение к этому новшеству со стороны законодателей тоже неоднозначное. Так Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин весьма положительно отнесся к этой процедуре, подчеркнув, что традиция итоговых сочинений в школах возрождается, и происходит это в России именно в Год литературы. Но некоторые депутаты критиковали проведение письменного экзамена за то, что сочинение учащиеся  писали без возможности работать непосредственно с авторским текстом. Таково было требование Министерства. Хотя, по ее мнению, обращение к первоисточнику и даже прямое использование критических статей по данному произведению только помогло бы ученику мыслить, анализировать и выстраивать логику повествования. Заметим, что именно Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов предложил вернуть сочинение как форму итоговой аттестации.

А депутат, член Комитета по физической культуре и спорту Василий Шестаков предложил ввести ЕГЭ по физкультуре. Пока эта инициатива изучается специалистами.

Также впервые в 2015 году в России будут организованы выпускные экзамены для детей, находящихся в больницах. В 80 стационарах будут созданы специальные пункты для проведения экзаменов, будут разработаны материалы с использованием шрифта Брайля для всех слепых школьников, которые бы хотели попробовать свои силы. Об организации проведения единого государственного экзамена для людей с ограниченными возможностями здоровья еще в 2008 году писал депутат Олег Смолин в своем депутатском запросе на имя Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Теперь это стало реальностью.

Если в 2014 году на территории иностранных государств функционировали 10 пунктов, предназначенных для сдачи ЕГЭ, то в 2015 году выпускные экзамены будет проходить за рубежом уже в 51 стране, включая Китай, Японию, США и другие страны, где есть российские консульства и торговые представительства. Депутат Вячеслав Никонов считает, что все, созданные заграницей пункты сдачи ЕГЭ сегодня востребованы.

Нововведения, которые касаются проведения ЕГЭ – 2015, готовились Министерством образования и науки совместно с Государственной Думой. Заместитель Председатель Комитета по образованию Ирина Мануйлова в одном из интервью заметила, что выработанные правила – совсем не окончательные, они будут корректироваться: «Наша задача – обсудить перспективы изменения итоговой аттестации. Важно, чтобы и родители, и педагоги, и учащиеся понимали, как она будет меняться в последующие годы, то есть, мы должны сработать на опережение предстоящих событий».

По информации Рособрнадзора, свой комплект КИМ, как и в 2014 году, будет разработан для каждого из часовых поясов России, поэтому воспользоваться ими выпускники из других часовых поясов не смогут. Проводить ЕГЭ будут не в три, а в две волны — в апреле и в мае-июне. При проведении ЕГЭ-2015 Рособрнадзор планирует сохранить нововведения, обеспечившие прозрачность и честность экзаменационной кампании 2014 года. Во всех пунктах проведения экзамена будет осуществляться видеонаблюдение, при этом число аудиторий, где наблюдение ведется в режиме онлайн, будет максимально увеличено. Продолжат на ЕГЭ свою работу федеральные инспекторы и общественные наблюдатели, а Рособрнадзор будет вести мониторинг интернет-сайтов на предмет публикации недостоверных КИМ.

Комитет по образованию продолжит работу по совершенствованию ЕГЭ.

 

 

Список литературы

1.      Болотов, В.А. Единый государственный экзамен как элемент становления системы независимой оценки качества образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2004, № 23

2.      Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании // М., 2003

3.      О некоторых новациях проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Аналитический вестник Аппарата Государственной Думы. М., 2012, № 2