Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: В данной статье рассматриваются практические аспекты формирования эмоциональной отзывчивости детей среднего дошкольного возраста в процессе музыкальных игр. Представлен план работы, включающий комплекс музыкальных игр, использование которых позволит повысить уровень эмоциональной отзывчивости на музыку у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная игра, этапы работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку.

Теоретическая часть работы с констатирующим экспериментом апробирована и представлена в IX Международной научно-практической конференции г. Барнаула в журнале «Инновации в науке и практике» под названием «Диагностика уровней сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку детей среднего дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Дошкольный возраст – важнейший период для формирования общей культуры личности. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4] отмечается, что музыкальное искусство выступает одним из ключевых средств для развития эмоциональной сферы, влияющей на формирование начал культуры человека.

В Концепции дошкольного воспитания в Российской Федерации [3] подчеркивается необходимость развития эмоциональной отзывчивости как характерной черты личности ребенка, способствующей формированию общей культуры человека.

Проблема формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста рассматривается с психолого-педагогической точки зрения такими учеными как И.В. Груздовой, А.А. Пихтеревым, Н.А. Ветлугиной, Б.М. Тепловым, В.П. Анисимовым и др. В трудах вышеперечисленных авторов большее внимание уделяется вопросам теоретического характера, не отражающих аспекты формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в повседневной работе, что способствует утверждению об актуальности данного исследования и позволяет обосновать противоречие между необходимостью формирования эмоциональной отзывчивости на музыку и недостаточной разработанностью материалов для формирования данного качества на практике.

Цель статьи – обосновать план работы, направленный на формирование эмоциональной отзывчивости на музыку детей среднего дошкольного возраста посредством музыкальных игр.

Для раскрытия сущности содержания плана работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку определим основные понятия. С психологической точки зрения Б.М. Теплов [5] рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку как познавательный процесс, влияющий на развитие способности двигательно переживать музыку и чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. С педагогической позиции В.П. Анисимов [1] определяет эмоциональную отзывчивость на музыку как способность к переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию своих ассоциаций в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки. Педагогический аспект на определение понятия «музыкальная игра» раскрывает А.В. Кенеман [2] как творческий процесс, связанный с активным осмыслением восприятия музыки, наиболее способствующим развитию творчества.

План работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку, представленный в таблице 1 предусматривает чередование комплекса следующих музыкальных игр:

1)        игры с музыкальным сопровождением;

2)        игры с использованием детских музыкальных инструментов;

3)        творческие игры.

Таблица 1 – План работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку посредством музыкальных игр

Этапы работы

Цель этапа

Формы работы

 

 

I этап: Эмоционально- ознакомительный

 

 

 

Формирование умения эмоционально проживать музыку

Музыкальные игры с музыкальным

сопровождением:

«Зеркало»

«Неверный шаг»

«Эмоциональный хоровод»

«Эхо»

 

 

 

 

 

II этап: Эмоционально- творческий

 

 

 

 

 

Формирование умения передавать характер музыкальных произведений

Музыкальные игры с использованием детских

музыкальных инструментов:

«Колокольчик»

«Ансамбль»

«Музыкальный полюс»

«Оркестр»

Музыкальные творческие игры:

«Фантазия»

«Фокус»

«Мечта»

«Импровизация»

 

III этап: Эмоционально- смысловой

 

Формирование умения проявлять эмоционально-ценностное отношение к музыке

Музыкальные творческие игры:

«Образ»

«Любимая музыка»

«Словарь»

«Я знаю все»

 

Музыкальные игры проводятся в течение дня в свободное от занятий время в группе или на прогулке. Переход от одного этапа к последующим возможен после усвоения детьми умения, представленного в цели этапа. Ниже приведен пример игры, организованной на эмоционально- ознакомительном этапе.

Музыкальная игра с музыкальным сопровождением «Эхо»:

Цель игры: закреплять навыки эмоционального проживания музыки, выражая ее характер во внешних мимических (эмоции) и двигательных (непроизвольных) реакциях.

Музыкальный репертуар: мелодии Т. Ломовой «Домашние и дикие животные»

Ход игры: дети распределяются на две команды, каждой из которых предлагается выразить характер музыкального произведения с помощью внешних мимических и двигательных реакций перед коллективом сверстников сразу после звучания первых аккордов музыки. Для каждой мелодии выбираются по одному ребенку из каждой команды. Подражать сверстникам не разрешается. Рекомендуется использовать не менее шести мелодий в течение одной игры. Выигрывает команда, эмоционально выразительней.

Усложнение игры: подбор музыкальных произведений схожих по эмоциональному звучанию.

С целью выявления эффективности использования музыкальных игр для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку, нами была проведена экспериментальная работа на базе одного из ДОО г. Севастополя, в котором приняли участие 40 детей четырех-пяти лет. С первой подгруппой детей проводилась системная работа по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку с использованием музыкальных игр, со второй подгруппой детей данная работа не проводилась. Результаты эксперимента представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты использования музыкальных игр для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку


Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют об эффективности использования музыкальных игр для формирования эмоциональной отзывчивости на музыку у детей среднего дошкольного возраста.

Выводы:

1.                   Дошкольный возраст является начальной ступенью формирования эмоциональной отзывчивости, влияющей на развитие основ общей культуры.

2.                   С целью формирования эмоциональной отзывчивости на музыку детей среднего дошкольного возраста нами был разработан план работы, включающий комплекс музыкальных игр.

3.                   В процессе экспериментального исследования была обоснована эффективность использования музыкальных игр с целью формирования эмоциональной отзывчивости на музыку детей среднего дошкольного возраста.

 

Список литературы

 

1.        Анисимов В.П. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников [Текст]: учеб. пособие / В.П. Анисимов. – Тверь: ТГУ, 2007. – 199 с.

2.        Кенеман А.В. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в детском саду [Электронный ресурс]: автореф. дисс. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005883690

3.        Концепция дошкольного воспитания в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://prepod.nspu.ru/file.php/743/koncepcija_   doshkolnogo_vospitanija.pdf

4.        Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р Стратегия Развития Воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dogm.mos.ru/legislation/   lawacts/2588602/

5.        Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: учебник для студ. вузов в 2-х т. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – 366 с.