Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ПО ЗАМЫСЛУ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: В статье раскрыты теоретические основы формирования цветомузыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования по замыслу

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, цветомузыкальное восприятие, синтез искусств, синестезия, критерии уровня сформированности цветомузыкального восприятия, рисование по замыслу.

Актуальность проблемы. Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности, развиваются его способности к обучению и творчеству. У ребенка развивается воображение, он овладевает специфическими формами мышления и восприятия.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира.

Детское изобразительное творчество базируется на культуре восприятий. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Мы живем в мире красок и их оттенков, мы живем в мире звуков, научиться управлять и направлять в нужное русло все это богатство – необходимое условие для стабильного физического, психического и эмоционального состояния человека.

Развитие восприятия в изобразительной деятельности будет более успешным при использовании синтеза искусств. Через синтез музыки и цвета возможно создание нового художественного продукта, развития у детей цветомузыкального восприятия. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства часто используется на занятиях с дошкольниками в процессе рисования по замыслу. В процессе рисования по замыслу ребенок сможет передать эмоциональное содержание музыки с помощью цвета, проявить фантазию, выразить свое настроение в красках на листе бумаги, передать художественный образ музыкального произведения.

Актуальность такого подхода на занятиях изобразительной деятельностью обусловлена задачами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), а также возрастающими требованиями общественности к художественно-эстетическому развитию детей, к развитию творческой личности.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений живописи, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [6].

Это акцентирует внимание на формировании цветомузыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: Раскрыть теоретические основы формирования цветомузыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования по замыслу.

Анализ проблемы исследования. Особенности взаимосвязи музыки и изобразительной деятельности в теории и практике дошкольного воспитания изучали такие ученые, как Н.Э. Васина, Н.А. Ветлугина, С.И. Назарова, О.А. Суслова. Особенности единовременного восприятия музыки и цвета представлены в работах педагога и психолога А.Н Леонтьева.

В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. В исследованиях С.П. Козыревой и Т.С. Комаровой представлены рекомендации по формированию цветомузыкального восприятия детей в процессе рисования по замыслу. Музыка на таких занятиях рассматривается как «способ создания определенного настроения, как средство активизации фантазии ребенка, при этом музыка выступает в качестве фона и по отношению к ним является не более чем дополнительным прикладным приемом» [4, с. 125].

Исследовательский интерес к явлению «цветного слуха» появился у психологов во второй половине XIX века. Значительное внимание привлекло «цветное видение» тональностей и тембров музыки. В психологии это явление находит свое название, как синестезия.

На  данный  момент  педагогическая  наука  дает  определение  термину  синестезия,  как «соощущение», когда раздражитель, действующий на определенный орган чувств, вызывает ощущение не только характерное для него, но и ощущение, характерное для другого органа чувств [5, с. 59].

В области дошкольной педагогики мы рассматриваем синестезию с эстетической точки зрения, а именно, формируем цветомузыкальное восприятие.

В  своей  работе       В.В.  Домогацких  понятие  цветомузыкальное  восприятие  трактует  как «способность соотнести эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительностью цвета, тем самым выступает эффективным средством художественно-эстетического воспитания дошкольников» [2, с. 80].

С учетом методических рекомендаций «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.» Т.С Комаровой [4] и «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» А.Г. Гогоберидзе [1], нами были обоснованы критерии для выявления уровня сформированности цветомузыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста:

–                проявление эмоциональной отзывчивости на музыку с обоснованием подбора цветовой гаммы рисунка;

 –                умение сопоставлять средства выразительности музыки и рисунка;

–                умение  создать  рисунок  в  соответствии  с  обоснованными  средствами  музыкальной выразительности.

Так же обосновали показатели сформированности цветомузыкального восприятия, в соответствии с приведенными выше критериями:

–               проявление эмоциональной отзывчивости на музыку и цвет;

–                знание средств музыкальной выразительности: лад, размер, темп, регистр, ритм;

–               использование выразительных средств рисунка для передачи образа и настроения музыкального произведения.

Неоднократно отмечалась взаимосвязь изобразительной деятельности детей и музыки, а именно, развертывание рисунка во времени, что сближает его с музыкальным произведением, и возможность материализовать музыку в рисунке.

О взаимодействии музыки и живописи в процессе изобразительной деятельности и влиянии этого взаимодействия на характер детских рисунков говорила в своей работе С. П. Козырева [3]. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей новым содержанием, необычными образами, творческое решение ими изобразительных задач. В то же время созданный рисунок по собственному  замыслу помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.

Рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

Цветомузыкальное восприятие выражается в процессе рисования по замыслу при одновременном

прослушивании музыки. Предварительно дети знакомятся с выразительными эмоциональными характеристиками цвета, анализируя совместно с руководителем колористические особенности репродукций произведений живописи, со способами изображения непредметных цветовых композиций. Затем дети прослушивают музыкальное произведение, делают анализ выразительных средств музыки. После этого дети переходят к «рисованию музыки».

Через занятия по цветомузыкальному восприятию происходит овладение способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, рисунке, музыке. Обучение и творческая деятельность является мощным толчком к накоплению положительного опыта, развития образного мышления, развитию воображения, памяти, эстетических способностей и как следствие эмоционального развития ребенка.

Мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством формирования цветомузыкального восприятия является рисование по замыслу. В процессе рисования по замыслу дети в своих рисунках могут передать свое видение средств музыкальной выразительности (тембр, ритм, динамика). У детей происходит развитие и совершенствование речи, образного мышления, воображения, фантазии, смелости в решении поставленной задачи, быстрое решение поставленной проблемы, оригинальность в выполнении работ. На занятиях по цветомузыкальному восприятию стабилизируется эмоциональный фон детей, повышается настроение. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования цветомузыкального восприятия.

Список литературы

 

1.        Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. – Издательский центр «Академия», 2005г. – 320с.

2.        Домогацких, В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук 13.00.07/ В.В. Домогацких. – М., 2000. – 186 с.

3.        Козырева, С. П. Взаимосвязь музыки и рисования как средство развития изобразительного творчества старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01/ С.П.Козырева. – М., 1987

4.        Комарова, Т.С.      Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова.– М.: «Просвещение», 2006. – 320 с. .

5.        Лукьянец, Н.Г. Развитие творческих способностей учащихся младших классов детской музыкальной школы средствами цветомузыкальной синестезии: Дис. ... канд. Пед. наук: 13.00.02/ Н.Г. Лукьянец.- Екатеринбург, 2007. – 158 с.

6.        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ДО [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htlm