19 мая 2018г.
Аннотация: В данной статье рассматриваются практические аспекты формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни посредством интегрированных занятий.
Ключевые слова: народная музыка, интегрированная образовательная деятельность.
Теоретическая часть работы с констатирующим этапом эксперимента аппробирована и представлена в сборнике статей по материалам VI международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» г. Барнаула под названием «Диагностика уровня сформированности знаний о народной музыке у детей пятого года жизни».
Постановка проблемы: Народный музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Первое знакомство ребенка с музыкой начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту [1].
В пункте 3.2 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что «приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе и музыкального (народный фольклор)» [4].
Вопросом музыкального воспитания занимались такие педагоги как Ю.Б. Алиев, Т.А. Бударина, Н.А. Ветлугина, М.А. Михайлова, О.П. Радынова и др. В работах данных авторов обосновано значение народной музыки для развития ребенка дошкольного возраста.
Цель статьи – обосновать план работы, направленный на формирование знаний о народной музыке у детей пятого года жизни средствами интегрированной образовательной деятельности.
Для раскрытия сущности содержания плана работы по формированию знаний о народной музыке определим основные понятия. Так, народная музыка – инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа [3]. Следовательно, формирование знаний происходит в процессе знакомства с образцами вокальной музыки, народными инструментами, а также особенностями музыкально-ритмических движений. Интегрированная образовательная деятельность выступает как система, объединяющая знания в одно целое, на основе чего у ребенка формируется ценностное восприятие мира. Она позволяет раскрыть ребенку тему с привлечением образовательных областей, что способствует его эмоциональному развитию и формированию творческого мышления [2].
План работы, представленный в таблице 1, предусматривает проведение комплекса интегрированных занятий, направленных на формирование знаний о народной музыке у детей пятого года жизни.
Таблица 1 – План работы по формированию знаний о народной музыке посредством интегрированных занятий
Этапы
работы
|
Цель этапа
|
Формы работы
|
I этап
|
Формирование у
детей знаний о жанровых особенностях вокальной народной музыке
|
Интегрированное занятие «Колыбельные песни»
Интегрированное занятие «Русские народные песни» Интегрированное занятие «Плясовые народные песни» Обобщающее интегрированное занятие
|
II этап
|
Формирование у
детей знаний о тембровой основе народных музыкальных инструментов
|
Интегрированное занятие «Знакомство с балалайкой»
Интегрированное занятие «Моя гармошка» Интегрированное занятие «Знакомство с дудочкой»
Интегрированное занятие «Шумовые музыкальные инструменты»
|
III этап
|
Формирование у
детей знаний о разновидностях народных танцев и их характерных элементах
|
Интегрированное занятие «Знакомство с хороводом»
Интегрированное занятие «Знакомство с русской пляской» Интегрированное занятие «Знакомство с русским народным танцем
«Барыня»»
Интегрированное занятие «Знакомство с украинским народным танцем «Гопак»»
Обобщающее интегрированное занятие
|
Ниже приведен фрагмент интегрированного занятия, проведенного на I этапе. Обобщающее интегрированное занятие
Цель: проверка сформированности у детей знаний о жанрах вокальной народной музыки (колыбельная, русская народная и плясовая песни)
Оборудование: изображения спящей, танцующей и поющей девочки; записи колыбельных, русских народных и плясовых песен с прошлых занятий («Котенька-коток», «Во саду ли, в огороде», «Андрей- воробей», «Во поле береза стояла», «Валенки», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Уж вы, котики-коты», «Ветер, солнце и орел», «Барыня», «Семеновна», «Ах ты, береза»).
Интеграция областей: «Музыка» + «Игра». Ход занятия:
Вводная часть – вопросы по прошлым занятиям. Основная часть:
Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Что делает Аня?». Для этого я раздам каждому из вас по три картинки, на которых будут изображены действия девочки. Давайте назовем девочку Аней. На первой картинке (показываю картинку со спящей девочкой) Аня спит, а это значит, какая песня будет звучать? Правильно, колыбельная. На второй картинке (показываю картинку с танцующей девочкой) Аня танцует, а это значит, какая песня будет звучать? Правильно, плясовая. И на последней картинке (показываю картинку с поющей девочкой) Аня поет, а это значит, будет играть русская народная песня. Когда зазвучит песня, вам надо будет поднять одну из картинок, на которой, по-вашему, изображено правильное действие. Начнем (включаю записи песен) (поправляю детей, задаю наводящие вопросы по мере необходимости).
Заключительная часть – рефлексия.
С целью выявления эффективности использования комплекса интегрированных занятий для формирования знаний о народной музыке, нами была проведена контрольная диагностика на базе одного из ДОО г. Севастополя, в которой приняли участие 40 детей четырех-пяти лет. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Результаты
проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что проведение комплекса интегрированных занятий эффективно для формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни.
Выводы:
1.
Формирование знаний о народной музыке происходит в процессе знакомства с образцами вокальной народной музыки, народными музыкальными
инструментами, а также образцами вокальной народной музыки. Интегрированная образовательная деятельность помогает раскрыть ребенку тему, с привлечением образовательных областей.
2.
С целью формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни нами был разработан комплекс интегрированных занятий.
3.
С целью изучения уровней сформированности знаний о народной музыке у детей пятого года жизни была проведена контрольная диагностика.
4.
Проанализировав результаты проведенного эксперимента, мы пришли к выводу о том, что для эффективного формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни целесообразно проведение интегрированных занятий.
Список литературы
1.
Зацепина, М.Б.
Музыкальное
воспитание в детском саду
[Текст]:
программа
и
методические рекомендации / М.Б.Зацепина. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 89с.
2.
Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [Текст] / В.Г. Иванов.
– Уфа, 2005. – 171с.
3.
Келдыш, Ю.В. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.musenc.ru/
4.
Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/