Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: В данной статье рассматриваются практические аспекты формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни посредством интегрированных занятий.

Ключевые слова: народная музыка, интегрированная образовательная деятельность.

Теоретическая часть работы с констатирующим этапом эксперимента аппробирована и представлена в сборнике статей по материалам VI международной научно-практической конференции «Инновации в науке и практике» г. Барнаула под названием «Диагностика уровня сформированности знаний о народной музыке у детей пятого года жизни».

Постановка проблемы: Народный музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Первое знакомство ребенка с музыкой начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в быту [1].

В пункте 3.2 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что «приобщение детей к культурному наследию предполагает эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе и музыкального (народный фольклор)» [4].

Вопросом музыкального воспитания занимались такие педагоги как Ю.Б. Алиев, Т.А. Бударина, Н.А. Ветлугина, М.А. Михайлова, О.П. Радынова и др. В работах данных авторов обосновано значение народной музыки для развития ребенка дошкольного возраста.

Цель статьи – обосновать план работы, направленный на формирование знаний о народной музыке у детей пятого года жизни средствами интегрированной образовательной деятельности.

Для раскрытия сущности содержания плана работы по формированию знаний о народной музыке определим основные понятия. Так, народная музыка – инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа [3]. Следовательно, формирование знаний происходит в процессе знакомства с образцами вокальной музыки, народными инструментами, а также особенностями музыкально-ритмических движений. Интегрированная образовательная деятельность выступает как система, объединяющая знания в одно целое, на основе чего у ребенка формируется ценностное восприятие мира. Она позволяет раскрыть ребенку тему с привлечением образовательных областей, что способствует его эмоциональному развитию и формированию творческого мышления [2].

План работы, представленный в таблице 1, предусматривает проведение комплекса интегрированных занятий, направленных на формирование знаний о народной музыке у детей пятого года жизни.

 

Таблица 1 – План работы по формированию знаний о народной музыке посредством интегрированных занятий

Этапы

работы

Цель этапа

Формы работы

I этап

Формирование           у

детей        знаний        о жанровых особенностях вокальной народной музыке

Интегрированное занятие «Колыбельные песни»

Интегрированное занятие «Русские народные песни» Интегрированное занятие «Плясовые народные песни» Обобщающее интегрированное занятие

II этап

Формирование           у

детей        знаний        о тембровой        основе народных музыкальных инструментов

Интегрированное занятие «Знакомство с балалайкой»

Интегрированное занятие «Моя гармошка» Интегрированное занятие «Знакомство с дудочкой»

Интегрированное занятие «Шумовые музыкальные инструменты»

III этап

Формирование           у

детей        знаний        о разновидностях народных танцев и их характерных элементах

Интегрированное занятие «Знакомство с хороводом»

Интегрированное занятие «Знакомство с русской пляской» Интегрированное занятие «Знакомство с русским народным танцем

«Барыня»»

Интегрированное занятие «Знакомство с украинским народным танцем «Гопак»»

Обобщающее интегрированное занятие

 

Ниже приведен фрагмент интегрированного занятия, проведенного на I этапе. Обобщающее интегрированное занятие

Цель: проверка сформированности у детей знаний о жанрах вокальной народной музыки (колыбельная, русская народная и плясовая песни)

Оборудование: изображения спящей, танцующей и поющей девочки; записи колыбельных, русских народных и плясовых песен с прошлых занятий («Котенька-коток», «Во саду ли, в огороде», «Андрей- воробей», «Во поле береза стояла», «Валенки», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Уж вы, котики-коты», «Ветер, солнце и орел», «Барыня», «Семеновна», «Ах ты, береза»).

Интеграция областей: «Музыка» + «Игра». Ход занятия: 

Вводная часть – вопросы по прошлым занятиям. Основная часть:

Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Что делает Аня?». Для этого я раздам каждому из вас по три картинки, на которых будут изображены действия девочки. Давайте назовем девочку Аней. На первой картинке (показываю картинку со спящей девочкой) Аня спит, а это значит, какая песня будет звучать? Правильно, колыбельная. На второй картинке (показываю картинку с танцующей девочкой) Аня танцует, а это значит, какая песня будет звучать? Правильно, плясовая. И на последней картинке (показываю картинку с поющей девочкой) Аня поет, а это значит, будет играть русская народная песня. Когда зазвучит песня, вам надо будет поднять одну из картинок, на которой, по-вашему, изображено правильное действие. Начнем (включаю записи песен) (поправляю детей, задаю наводящие вопросы по мере необходимости).

Заключительная часть – рефлексия.

С целью выявления эффективности использования комплекса интегрированных занятий для формирования знаний о народной музыке, нами была проведена контрольная диагностика на базе одного из ДОО г. Севастополя, в которой приняли участие 40 детей четырех-пяти лет. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.



Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что проведение комплекса интегрированных занятий эффективно для формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни.

Выводы:

1.                   Формирование знаний о народной музыке происходит в процессе знакомства с образцами вокальной народной музыки, народными музыкальными инструментами, а также образцами вокальной народной музыки. Интегрированная образовательная деятельность помогает раскрыть ребенку тему, с привлечением образовательных областей.

2.                   С целью формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни нами был разработан комплекс интегрированных занятий.

3.                   С целью изучения уровней сформированности знаний о народной музыке у детей пятого года жизни была проведена контрольная диагностика.

4.                   Проанализировав результаты проведенного эксперимента, мы пришли к выводу о том, что для эффективного формирования знаний о народной музыке у детей пятого года жизни целесообразно проведение интегрированных занятий.

Список литературы

 

1.        Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / М.Б.Зацепина. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 89с.

2.        Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [Текст] / В.Г. Иванов. – Уфа, 2005. – 171с.

3.        Келдыш,     Ю.В.     Музыкальная    энциклопедия     [Электронный     ресурс].     –     Режим     доступа:http://www.musenc.ru/

4.        Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:      http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/