Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ОРИЕНТИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Сегодня значительно возросли требования к профессиональным и личностным качествам выпускников вузов, но, по нашему мнению, одной из животрепещущей проблемой современного высшего образования до сих пор является сильный разрыв между вузовским объемом знаний и быстро меняющимся социокультурным контекстом.

Общеизвестно, что простая совокупность полученных знаний еще не способствует воспитанию социально активной, творческой личности, ее гражданских и нравственных качеств. Гуманитарная основа профессиональных знаний возникает тогда, когда человек может широко и очень лично понять культурный смысл социальных явлений, процессов и творчески переосмыслить их. Несомненно, что высшее образование является фундаментальной основой для накопления нравственного и духовного ресурса, приобретения профессиональных знаний по избранному направлению и не имеет отношения к сиюминутным прагматическим потребностям. Тем не менее, чтобы понять «дух времени» в его проблемном соотношении социального и культурного, важной составной частью образования должна стать его социально-культурная (культурологическая) компонента. Ибо по своей сути понятие «образование» логически связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие», которые во взаимосвязи целостно проявляются в латинском слове «culture».

В словаре В.И. Даля довольно четко обозначен культурологический аспект образования: «Образовать, образовывать – совершать, улучшать духовно, просвещать; иногда придавать наружный лоск, приличное, светское обращение, что составляет разницу между просвещать и образовывать…» [2, 613], далее: «образ и образец – вещь подлинная, истотная (т.е. истинная), или снимок с нее, точное подражание ей, вещь приметная, служащая мерилом, для оценки ей подобных» [2, 614]. При этом образование не сводится только к «научению общим сведениям, познаниям» (интеллект, знания), но и имеет целью, хотя и не всегда достигаемой, «улучшать духовно, просвещать».

Та составляющая образования, которая обращена к интеллекту, мышлению человека, к его знаниям, умениям, выработке внешних форм поведения, заслуживает названия обучения, а та, которая обращена к внутреннему миру человека, его убеждениям, ценностям, воле и другим личностным характеристикам и качествам, есть воспитание, культура.

По удачному выражению В.Ф. Сидоренко, «…образование и культура – это «как вдох и выдох», поддерживающие жизне- и дееспособность социума, его культурных типов человека, профессий, ценностей, социальных институтов. На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность» [4, 86].

В рамках цивилизации образование выступает в качестве общекультурного условия воспроизводства человеком обстоятельств своей жизнедеятельности, своего менталитета, обеспечивая готовность выпускника вуза к деятельности в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации. Высокий профессионализм во многом зависит от духовно-нравственных качеств личности, поэтому задачи вузовского образования не сводятся только к тому, чтобы наполнить его тем или иным содержанием. В равной мере это относится к развитию рационального мышления и эмоционального стиля поведения. Вот почему совершенствование высшего образования не следует ограничивать получением только узкопрофильных знаний.

Профессиональная социально-культурная деятельность постоянно сопряжена с разрешением конфликтных ситуаций и проблем, что требует глубоких общественно-гуманитарных знаний в результативной творческо- преобразовательной деятельности. Вот почему в учебном процессе важно сочетание оптимального «усвоения знаний» и развития «способности мыслить». Такая постановка процесса обучения предполагает использование активных форм обучения, а именно: проблемные лекции, семинары, круглые столы, дискурсивный анализ ключевых проблем и др.

Важно то, чтобы учебно-познавательный процесс строился по схеме: от школы памяти к школе мысли и действия. Предоставление знаний в соответствии с данной схемой позволяет сместить акцент с информационного обучения на теоретико-методологическое, осуществлять переход от трансляции готового знания к формированию творческого мышления и способностей студентов.

Одной из форм обучения, помогающей развивать творческие способности студентов и самостоятельность мышления, может стать диалоговая, основанная на отношениях творчества, обмена творческой деятельности. Прежде всего это формулировка противоречий при изучении соответствующего учебного материала, их разрешение, раскрытие механизма возникновения новых противоречий на базе новых знаний. Данный подход позволяет достичь оптимального единства процессов «усвоения знаний» и развития «способности мыслить». Ибо мышление начинается там, где сознание студента сталкивается с противоречием, появляется стремление студента увидеть противоречие и самостоятельно искать и находить средства его разрешения.

Обучение, основанное на анализе проблемных ситуаций и противоречий, создает богатые возможности для раскрытия профессионального и личностного потенциала студентов. Когда учебный процесс выстроен как непрерывная постановка новых проблем с постоянным их усложнением, то студент не механически выполняет требования преподавателя, а внутренне их адаптирует, избирательно на них реагирует, активно усваивает и творчески перерабатывает, с учетом своего личного видения и опыта, уровня интеллектуального и культурного развития. Самостоятельное  мышление  начинается там,  где  студент,  сталкиваясь  с  противоречием, начинает искать и находить его причины и следствия. В этом случае процесс познания студентов приближается к поисковой, познавательно-исследовательской деятельности. Проблемная постановка обучения благотворно влияет на развитие познавательной и мыслительной деятельности; она заметно повышает интерес к истории, теории и современным проблемам социально-культурной деятельности.

«Активное использование проблемного видения современных социокультурных реалий в образовательном процессе позволит перейти от механического усвоения знаний к их самостоятельному поиску и осмыслению в широком диапазоне социально-культурных координат» [1, 134-135]. На этой основе становятся возможными динамизм и вариативность познавательного процесса в соответствии с современными требованиями. Здесь особое значение приобретает не столько объем знания, сколько соединение последних с личным началом и умением самостоятельно их использовать в нестандартной ситуации. Характерной особенностью такого обучения становится не столько постановка общих вопросов перед студентами, сколько создание проблемных ситуаций и вариативный поиск их разрешения.

Социально-культурная ценность образования довольно четко проявляется в восхождении к идеалам и ценностям человека, овладении контекстом социальной практики, интегративном осмыслении разрозненных предметных знаний. Однако удовлетворение от познания приходит в том случае. Когда студент начинает самостоятельно мыслить, «слышать» пульс социокультурных реалий, что способствует углублению духовно- личностной компоненты во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями [3]. Общегуманитарная основа профессиональных знаний возникает тогда, когда студент может широко понять глубинный смысл происходящих явлений и процессов. Принятие их личностью как главной сверхценности довольно четко характеризует социально-культурную направленность мышления современного человека.

Социально-культурная ориентировка образования – это установка на самостоятельное решение задач во всех областях жизни, которая сочетает в себе ответственность за их результат не только перед самим собой, но и перед большим и малым социумом. Если человек осознает и претворяет это знание в собственной деятельности, он становится самоуправляемой личностью определяющей свою жизненную стратегию и одновременно существенно влияющей на жизнь общества.

На социально-культурной познавательной основе становится возможной выработка идей и теорий, способных дать импульс к совершенствованию системы образования и появлению новых живых корней, позитивных изменений социокультурного мышления, совершенствования и разнообразия социально-культурной деятельности. Углубление социально-культурной составляющей высшего образования будет способствовать становлению и развитию продуктивного, критического, гибкого, эвристического мышления у студентов, основанного на социальных и культурных критериях его эффективности. Выработка мышления, сориентированного на высвечивание новых и весьма значимых нюансах, во многом определяющих соотношение «личность-социум», с носителями глобальных социокультурных проблем во взаимосвязи их позитивных и негативных последствий как для самого человека, так и для общества в целом. Без опоры на подлинно образованных и высококультурных людей цивилизации грозит вырождение в свою противоположность, порождающую невежество и безнравственность.

 

Список литературы

1.      Братищев, И.М. Проблемы российского образования в контексте глобализации // Русская молодежь. Демографическая ситуация «миграции». – М.: Издательский дом «Граница», 2004. – С. 134-145.

2.      Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. – М.: Русский язык, 1981. – С. 613-614.

3.      Макушева, О.Н. Культура как вторая природа / О.Н. Макушева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2012. – № 3. – С. 83-87.

4.      Сидоренко, В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. – М., 2012. – С. 86.