Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ СТИЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Статья посвящена диагностики уровня сформированности умений стилизации у обучающихся общеобразовательных организаций. Автором намечаются и предлагаются диагностические задания, способные определить исходный уровень сформированности данного феномена у обучающихся.

Ключевые слова: умения стилизации, диагностика уровня сформированности умения стилизации, диагностические задания.

Обучающиеся общеобразовательных организаций, которые выбирают область художественного творчества в качестве своей будущей профессиональной деятельности, должны иметь возможность выбора индивидуальной траектории творческого развития и четкой профессиональной ориентации [3].

Уже к моменту поступления в средние специальные и высшие учебные, у рассматриваемой нами группы обучающихся должны быть хорошо развиты различные художественно-творческие способности, умения и навыки, среди которых мы особенно выделяем умения стилизации. В самом широком смысле слова – умениями стилизации мы можем назвать способности намеренно имитировать в  изображении характерные особенности того или иного стиля, исторической эпохи и т.д.

Мы определяем умения стилизации как специфическую группу художественно-творческих умений, позволяющих создавать декоративно-обобщенный образ с целью выделения художественно-выразительных качеств изображаемого объекта и/или придания ему сходства с определенным историческим стилем или направлением в искусстве. Стилизация происходит на основе переработки внешней формы при помощью ряда условных приемов – упрощения, обобщения, объединения, гиперболизации и т.д. [1].

Без развитых умений стилизации сложно представить себе эффективное овладение профессией дизайнер, художник-оформитель, иллюстратор и т.д. Важно обладать этой группой умений и специалистам в художественной педагогике. Поэтому бесспорно,  при формировании содержания образования в общеобразовательных организациях мы должны особое внимание уделять формированию умений стилизации.

В качестве ведущего средства и в целом – среды, в которой мы предлагаем формировать данную группу умений, - выступает область декоративно-прикладного искусства, и, если быть конкретнее – роспись по стеклу. Язык данного вида художественного творчества должен развивать способности обучающихся по переработке формы, обобщению и намеренной трансформации реального объекта в стилизованный образ. Более подробное исследование данной проблемы можно найти в предыдущих наших исследованиях [1].

Актуальность формирования умений стилизации лежит еще и в плоскости проблемы, связанной с неразработанностью научно-теоретической базы формирования этой группы умений, и, как следствие – отсутствие полноценной диагностики, позволяющей оценить уровень ее сформированности.

Значимость диагностического инструментария, способного не только оценить уровень развития того или иного феномена, но и в целом – степень эффективности предложенной методики подтверждается многими исследователями  [2, с.  240]. Диагностика,  в данном  случае, выступает как инструмент сопровождения всего педагогического процесса, связанного с формированием умений стилизации

В связи с вышеозначенными проблемами, мы выделяем компоненты умений стилизации, по которым можно будет объективно диагностировать указанные выше умения. На критерии компонентов можно опираться как в процессе констатирующего эксперимента, так и в дальнейшем, в процессе оценки эффективности предложенной методической системы формирования умений стилизации обучающихся общеобразовательных организаций.

Мы выделяем три основных компонента, составляющих умения стилизации – это когнитивный, технологический и эмоционально-волевой. Опишем более подробно каждый из предложенных.

Когнитивный компонент умений стилизации отвечает за знание обучающимися основ явления стилизации, понятия стиля, средств выразительности с помощью которых достигается тот или иной эффект и т.д. В нашем случае важно еще и знание истории искусства в контексте понятия «стиль».

В контексте нашего исследования  важным аспектом является знание основ декоративной композиции, т.к. именно в ее рамках будет проходить основная часть методической системы формирования умения стилизации.

В когнитивном компоненте мы выделяем следующие критерии, которые позволяют нам оценить уровень сформированности умения стилизации:

–        знание основных приемов, методов и форм стилизации;

–        знание основ декоративной композиции;

–        знание основных стилей в искусстве и их отличительных особенностей;

–        знание принципов анализа стилей в искусстве, в том числе в этнокультурном его аспекте (особенности стилизации в разных странах и культурных традициях).

Технологический компонент отвечает за умения и навыки стилизации. Здесь находит свое практическое воплощение когнитивный компонент. Овладение технологическим компонентом требует от обучающихся высокоразвитых умений и навыков композиционного характера, умения работать с колоритом, изобразительные умения и навыки и т.д. Определим основные критерии:

–                    изобразительные умения: умение работать линией, пятном, точкой и  прочими изобразительными средствами; владение различными художественными техниками (живописные и графические техники, различные виды дпи – чем шире диапазон техник, тем выше уровень сформированности технологического компонента обучающегося);

–                    композиционные умения: умение использовать знания, правила и средства композиции в работе; умение разрабатывать декоративные композиции в соответствии с заданным стилем и подчинять все средства композиции замыслу творческой работы;

–                    колористические умения: умение разрабатывать колорит в рамках заданного исторического или декоративного стиля; умение разрабатывать колорит в соответствии с поставленными задачами в декоративной работе и в соответствии с используемыми материалами (стекло, витражные краски и т.д.);

–                    умения стилизации: умение выстраивать свою творческую работу на основных принципах стилизации (обобщение формы, усложнение или упрощение формы и деталей декора, использование контура и т.д.); умение использовать в работе различные приемы стилизации (гиперболизацию, ритм, метр, плоскостность, использование орнамента  и т.д.); умение разрабатывать  стилизованное изображение  по заданному образцу (используя элементы определенного стиля или готового изображения) – внешняя стилизация, а также умение разрабатывать собственный художественный образ на основе собственных впечатлений и наблюдения за натурой – декоративная стилизация; умение разрабатывать орнаментальные композиции в заданной форме (ленточный, центрический и т.д.).

Эмоционально-волевой компонент отвечает за интерес к изучению стилизации, ее приемов, видов и т.д., а также интерес к декоративно-прикладной деятельности, различным ее видам и техникам. В целом, следует отметить, что этот компонент является отправной точкой для всех остальных компонентов, потому как именно он отвечает за проявление интереса со стороны обучающегося к развитию своих знаний и умений в области стилизации.

Для эмоционально-волевого компонента характерными мы считаем следующие критерии:

–                    стремление изучать и заниматься декоративно-прикладным творчеством, изучать различные техники и развиваться творчески в различных направлениях дпи;

–                    желание изучать историю стилей в изобразительном искусстве, их характерные особенности, принципы, на которых строится тот или иной стиль и т.д.

Для объективной оценки уровня сформированности умений стилизации нами предложены три уровня – низкий, средний и высокий. Такое распределение позволит не только объективно оценить уровень сформированности умений, но и понять, насколько эффективна предложенная нами методическая система.

В целом же для диагностики уровня сформированности умений стилизации по предложенным компонентам необходимо разработать систему заданий и упражнений, которые смогут дать подробную информацию о каждом представленном критерии в каждом из компонентов.

Для когнитивного компонента мы предлагаем комплексный тест-анкету, в котором представлены работы в самых разных видах изобразительного искусства с акцентом на декоративно-прикладном. Для определения того, насколько хорошо обучающиеся понимают приемы, формы и методы стилизации, основы композиции (в т.д. – декоративной) мы предоставляем широкий визуальный ряд и сопутствующие ему вопросы, позволяющие дать быстрый и четкий ответ. Для анализа знания стилей в искусстве предлагаются задания на установление соответствия названия стиля и предложенного изображения; аналогичные задания присутствуют в части анкеты, посвященной диагностике знаний относительно видов декоративно- прикладного искусства.

Относительно технологического компонента следует отметить, что диагностика должна проходить сразу по двум направлениям: во-первых, специально разработанные задания; во-вторых, анализ художественно-творческих работ обучающихся. Эта необходимость связана, в первую очередь, с тем, что невозможно определить уровень сформированности умений стилизации без общей картины развития художественно-творческих способностей обучающихся. Поэтому мы предлагаем для начала в соответствии с представленными критериями проанализировать художественно-творческие работы обучающихся, и только после этого приступить к специальным заданиям диагностики.

В диагностике технологического компонента представлены три группы задания. Первая – это задания на изобразительные умения, в которых обучающимся предлагается работать по заданному образцу –     повторить линии, пятна, штрихи, узоры и т.д. Вторая группа заданий направлена на диагностику композиционных умений, в процессе которых обучающиеся должны показать не только свои умения в области композиции, но и умения за счет конкретных средств и приемов передать образ того или иного исторического стиля или стилевого направления в искусстве. Третья группа заданий – непосредственно на умения стилизации. Здесь диапазон заданий должен быть максимально расширен, т.к. нужно выяснить насколько успешно обучающиеся могут применять приемы композиции (создание образа литературного героя при помощи различных приемов), преобразовать конкретный объект в соответствии с принципами стилизации (стилизация предмета из натурного фонда), трансформировать изображение в соответствии с заданным стилем (работа с произведениями изобразительного искусства в качестве образца) и т.д.

Диагностика эмоционально-волевого компонента заключатся в заполнении специально разработанной анкеты, способной выявить стремления и мотивацию обучающихся на изучение истории искусств и собственного развития в области художественного творчества. Однако немаловажно будет в диагностике этого компонента и наблюдение за обучающимися в процессе работы, т.к. иногда оно более красноречиво говорит об устремлениях личности, чем ответы данные в анкетах.

Подводя итог, мы отмечаем, что от того, насколько четко структурирована и разработана диагностика, зависит не только определение уровня сформированности умений стилизации у обучающихся общеобразовательных организаций, но и в целом оценка эффективности предложенной методики. Следование выявленным компонентам и критериям – это основная задача исследователя  в разработке диагностического инструментария к своему исследованию.

 

Список литературы

 

1         Савенкова Т.Ю. Формирование умения стилизации у обучающихся профильных классов средствами художественной росписи по стеклу: противоречия и пути их разрешения / Т.Ю. Савенкова // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения», № 2. – Екатеринбург, 2015. - 108 с. http://izron.ru/articles/voprosy-sovremennoy- pedagogiki-i-psikhologii-svezhiy-vzglyad-i-novye-resheniya-sbornik-nauchnykh-tru/ (дата обращения: 27.11.2017)

2         Шабанова О.П., Шабанов Н.К., Шабанова М.Н. Проблемы и условия реализации художественной одаренности детей / О.П. Шабанова, Н.К. Шабанов, М.Н. Шабанова / Научный альманах, 2017. - №2-2 (28). – С. 239-242.

3         Шабанова О.П., Шабанова М.Н. Интеграционный механизм образования и науки в художественно-педагогической школе / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. Курск, 2016. №2(38) от 07.06.2016. http://scientific- notes.ru/pdf/043-025.pdf (дата обращения: 27.11.2017)