Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

На данный момент существует большое количество исследований, посвященных специфике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) различным группам учащихся. В этой статье мы обратимся к специфике преподавания РКИ подростковой аудитории: кратко охарактеризуем основные психологические особенности данной группы учащихся, на их основе выделим ведущие методические принципы, учет которых позволит существенно повысить эффективность учебного процесса.

Наиболее важным и значимым, на наш взгляд, является психологический аспект освещения проблемы подросткового возраста. Помимо рассмотрения статических особенностей психологии подростков, необходимо описать динамику его психологического развития, и в связи с этим охарактеризовать процесс взросления как один из ключевых моментов в развитии подростка. Процесс психологического взросления достаточно важен в качестве предмета рассмотрения, так как учѐт многих особенностей психики подростка на данном этапе развития существенен при выделении методических принципов организации учебного процесса.

Кардинальные изменения в структуре личности ребенка, вступающего в подростковый возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, благодаря чему нарушается прежнее отношение между ребенком и средой. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости); действенная сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими.

Черты взрослости и их особенности выделены и изучены Т.В. Драгуновой (Драгунова 1967: 307-309). Этот аспект личности подростка представляет интерес для рассмотрения, так как эти черты предопределяют поведение подростка в обществе, а также специфику становления его психики. Исследователь выделяет следующие черты взрослости, которые приобретает подросток на данном этапе развития. Данные особенности необходимо учитывать при работе с этим достаточно своеобразным контингентом учащихся в процессе обучения РКИ:

1.   Личностная нестабильность.

· Противоположные черты, стремления борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

· У подростка противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

· Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

· Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

2.   «Чувство взрослости» (отношение подростка к себе как к взрослому).

· Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.

· Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

· Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.

· Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

3.   Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Возникновение внутреннего мира, стремление познать себя через друзей, ведение дневников.

4.   Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

5.      Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности:

· гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;

· эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;

· депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;

· суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

6.   Наличие определѐнной акцентуации

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным, представляя собой крайний вариант нормы. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет выработать стратегии его корректировки. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Итак, подростки на этом этапе развития имеют ряд специфических психофизиологических особенностей, которые необходимо учитывать преподавателю, работающему с такой аудиторией. Далее перечислим основные особенности подросткового возраста и определим методические принципы организации учебного процесса.

1.     Осознание собственного «Я» - творческие задания. Так как подросток на данном этапе развития стремится познать себя, раскрыть и реализовать свои возможности, так или иначе выразить себя, то стоит предложить самые разнообразные задания творческого характера, которые смогут реализовать потенциал подростка, помочь открыть новые грани его личности. В качестве примера таких заданий можно привести различные творческие проекты, ролевые игры, театральные инсценировки.

2.       Стремление к самоутверждению –  соревновательные задания. Большинство подростков хочет совершенствовать себя, быть или казаться лучше: умнее, сильнее, остроумнее и т.д. Чтобы помочь подростку это доказать, необходимо предлагать различные задания соревновательного характера: игры, викторины, блицтурниры и т.д. С одной стороны, это поможет при отработке и проверке лексического или грамматического материала, с другой стороны, создаст атмосферу здоровой конкуренции, стимулирующей подростков к соперничеству.

3.     Склонность к рефлексии и анализу – проблемные задания. На данном этапе подросток нередко задумывается над какими-либо проблемами философского, этического, социального характера. Эта особенность тесно связана с формированием концепции собственного «Я». Для того, чтобы реализовать стремление к решению сложных задач подобного типа, учащимся следует предлагать проблемные задания. В ходе их выполнения подростки должны учиться самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения, логично излагать свои идеи.

4.    Желание реализовать себя в социуме – групповые задания. Подросток стремится также определить и своѐ место в обществе, на данном этапе у него формируется определѐнная социальная роль в той или иной группе людей. Чтобы помочь подростку сформировать эту роль, следует предлагать различные групповые задания. В ходе их выполнения подросток учится вести себя в обществе, выполняет в данной группе ту или иную роль, учится сообща решать поставленные задачи, принимать решения и т.д. Модель поведения в учебной группе нередко может быть использована и в реальной жизни при решении конкретных бытовых задач – в этом особая ценность подобных упражнений.

 

Список литературы

1. Драгунова Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 360 с.