Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-УЧАЩИХСЯ К ПРОЦЕССУ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

В данной статье мы обращаемся к проблеме отношения подростков-учащихся к учебному процессу, а именно к процессу изучения русского языка как иностранного (РКИ). Психологические особенности подростка, психофизиологические факторы, влияющие на формирование его личности, специфика его мышления и общения со сверстниками влияют на его отношение к учебной деятельности, что немаловажно с точки зрения организации учебного процесса преподавателем. Поэтому этот вопрос, на наш взгляд, заслуживает более детального рассмотрения

Особое внимание Л.С. Выготский (Выготский 1984) уделял учебной деятельности. Он считал, что именно она производит поворот ребенка от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Кто я?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин (Эльконин 1989), самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, а затем подкрепляется физическими изменениями, которые делают поворот на себя еще более интимным.

Итак, школа и учение занимают большое место в жизни подростков, но далеко не одинаковое. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение от этого нередко страдает. Для подростка урок - это период не только учебной работы, но и ситуация общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя разные задания, подростки не прекращают общения. Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации работы на уроке могут заставить младшего подростка забыть об общении со сверстниками. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков, к тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная и интересная информация, которая интенсивно поглощается подростком из разных источников, также конкурирует со знаниями, получаемыми в школе. Обогащение и расширение жизни, связей с окружающим миром и людьми уменьшают поглощенность подростка учением в школе. Учебная деятельность протекает в иных, чем раньше, условиях.

К моменту перехода в среднюю школу дети различаются по многим важным параметрам. Такие различия существуют: 1)  в отношении к учению - от очень  ответственного до  довольно равнодушного;  2)  в общем развитии - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень ограниченного кругозора; 3) в способах усвоения учебного материала - от умения самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутствия навыков самостоятельной работы в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) в интересах - от ярко выраженных интересов к какой-то области знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсутствия познавательных интересов.

У младших подростков отношение к учебному предмету прежде всего зависит от отношения к учителю и получаемых отметок. Многим нравится то, что дается легко и приносит успех.  Наряду с этим все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельной деятельности, расширяет кругозор. Дифференцировка учебных предметов на "интересные" и "неинтересные" во многом определяется качеством преподавания и личными интересами подростка, а деление уроков на "нужные" и "ненужные" связано с формированием профессиональных намерений. Каждый новый предмет, курс, большой раздел всегда вызывает интерес у подростков.

Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для подростка субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к будущему и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и идеала, профессиональных намерений и самосознания (в виде осознания недостатков в уровне знаний и культуры). Недовольство собой и стремление исполнить задуманное становятся источниками познавательной активности подростка. В его самостоятельных занятиях появляются далекие и близкие задачи, они организуют и направляют его конкретную деятельность. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование. Возникновение и становление этого качественно нового и высшего типа учебной деятельности происходит в подростковом периоде.

С другой стороны, именно в подростковом возрасте учение в школе может превратиться в деятельность формальную - при наличии у подростка сильных неучебных интересов и отсутствии познавательных, т.е. когда среди складывающихся личных ценностей приобретение знаний не занимает существенного места. Только одно абстрактное понимание  необходимости учения в школе нередко является для подростка недостаточно действенным стимулом к работе. Позиционные мотивы (например, стремление подростка быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными учащимися) обладают большой побудительной силой. Однако отношение к отметке как главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учебной деятельности. Учение превращается в неинтересный, тяжелый труд, а знания имеют формальный характер.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создает ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако оно формируется не у всех. У разных учащихся может быть разный уровень сформированности теоретического мышления. Следует отметить и тот фат, что теоретическое мышление может формироваться не только при овладении школьными знаниями.

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Интеллектуализация процессов восприятия является необходимым условием успешного усвоения любого учебного материала, в том числе наглядного: чертежей, схем, рисунков. Невнимательное отношение подростков именно к такому материалу и недооценка его важности являются достаточно распространенными.

Контролируемой и управляемой становится речь, причем в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Все это – новые и важные сдвиги в развитии подростка по сравнению с младшим школьником.

В данной статье были названы основные черты психологии подростка, влияющие на его отношение к учебному процессу. На основе изложенного материала представляется возможным сделать выводы о специфике психологического развития личности подростка, а на их основе предложить основные методические принципы, которые следует использовать при организации учебного процесса для максимального повышения его эффективности.

1.      Потребность в общении – коммуникативная направленность упражнений. Как было отмечено, для подростка огромную роль играет общение со сверстниками. Именно поэтому большинство заданий должно носить коммуникативных характер. Учащиеся должны приобретать коммуникативные навыки общения на иностранном языке, учиться выражать свои мысли, слушать собеседника, вступать в дискуссию и т.д.

2.      Стремление к познаванию нового – информативность учебного материала. Для подростка характерна любознательность и открытость по отношению ко всему новому и неизвестному, стремление познать окружающий мир. Поэтому материалы для  работы на уроке должны отвечать критерию  информативности. Тексты должны быть не сколько направленными на иллюстрацию определѐнных грамматических правил, сколько должны содержать высокий процент новой для учащегося информации, что позволит ему больше узнать о мире и о стране изучаемого языка в частности.

3.      Интерес к новому и модному – актуальность материала. Подростки в основном интересуются тем, что считается модным в данное время, это касается стиля одежды, музыки, фильмов, событий и т.д. В связи с этим следует отметить, что материал должен быть актуальным, то есть, отражающим реалии современной жизни.

4.      Наличие определѐнных интересов – учѐт интересов подростков. Прежде чем приступить к написанию пособия для данного контингента учащихся, необходимо проанализировать специфику их интересов и склонностей, и на основе полученной информации производить отбор учебного материала. Это в первую очередь касается тем текстов и диалогов, а также проблем, выносимых на обсуждение в классе.

 

Список литературы

1.      Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.- Т.6 – С. 87-95.

2.      Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. – С. 99-115.