Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В связи с большим и весьма интенсивным информационным потоком возникают серьезные проблемы в восприятии учебного материала современными школьниками, поэтому основная задача учителя заключается в том, чтобы научить детей и подростков ориентироваться в безграничном пространстве разноплановой информации. Для этого необходимо знать и учитывать то, как осуществляются мыслительные процессы школьников.

«Словесно-логическое, понятийное мышление формируется у детей постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно- образное мышление: в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами» [5].

Однако в последующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник пошагово приобщается к системе теоретических понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на непосредственно воспринимаемые признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения школьники овладевают основными приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных размышлений. У детей появляются логически верные рассуждения, в основу которых кладутся операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения [5].

Развитие критического мышления учащихся тесно связано с формированием умений структурировать и систематизировать учебный материал. Задача учителя – научить детей самостоятельно искать, осваивать и применять полученные знания в образовательной деятельности.

Стоит отметить, что у школьников, активно и адекватно работающих с различными источниками информации, формируется высокий уровень самообразования, учащиеся свободно ориентируются в потоке информации, способны выделять главное, обобщать материал и делать выводы. Педагог же выступает координатором этой работы, он направляет, руководит и организует учебный процесс, связанный с интенсивным усвоением новых сведений, совершенствуя «себя как менеджера, что и требуется от современного учителя в условиях новой – компетентностной – образовательной парадигмы, выдвигающей на первый план самообразование» обучающихся [1, с. 16].

В школе много учебных предметов. Для их эффективного изучения школьникам необходимо уметь сжимать информацию, делать ее наиболее доступной, легко воспринимаемой. В полной мере это можно отнести к дисциплине «Русский язык», нацеленной на овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, умениями формулировать цель деятельности, планировать процесс ее достижения, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста [5].

Уровень информационной культуры обучающихся по предмету «Русский язык» определяется уровнем их компетенций в данной информационной области. Эти компетенции формируются у школьников постепенно и имеют последовательно уровневую структуру:

-    уровень исполнительской компетенции: умение точно и правильно создавать информационный материал или совершать над ним то или иное действие по определенной схеме, образцу;

-     уровень технологической компетенции: умение самостоятельно планировать, придумывать схему создания информационного материала или операций над ним;

- уровень экспертной компетенции: умение давать обоснованную качественную оценку информационному материалу, указывая его достоинства и недостатки;

-        уровень    аналитико-синтезирующей    компетенции:     умение      на    основе     анализа   готового информационного материала и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

К умениям адекватно обращаться с информацией, которыми овладевает ученик в ходе учебной деятельности, относятся:

1)   умение организовывать поиск необходимой информации;

2)   умение структурировать, систематизировать, обобщать;

3)   умение представлять в другом виде отобранную информацию [3].

Существует большое количество способов графической систематизации и структурирования учебного материала. В образовательной деятельности, в том числе в процессе обучения русскому языку, активно применяются такие способы, как составление кластеров, схем (опорных конспектов), таблиц.

Рассмотрим их подробнее.

Кластер означает «пучок», «созвездие», «грозди». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. «Мысли не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определенном порядке» [3]. В центре листа пишется понятие (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые раскрывают суть этого понятия или являются структурными звеньями. Составлять кластер можно индивидуально, затем в парах (обмен информацией) или всем классом.

И. Загашев (тренер-сертификатор программы «Развитие критического мышления») считает, что это не лишняя трата времени, так как в процессе работы дети погружаются в тему занятия, определяют направления для ее дальнейшего изучения [2].

У данного варианта графических форм есть много плюсов. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: а) на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности до изучения темы; б) на стадии осмысления – для структурирования учебного материала; в) на стадии рефлексии – для систематизация информации по итогам изучения материала [2].

Кластер позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать векторы развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков; выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Использование кластера возможно при изучении самых разнообразных тем. Таким образом, кластер как один из способов графической организации учебного материала позволяет развивать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать и систематизировать информацию.

Применение схем с целью получения новых знаний стало основным методом работы с учащимися на уроках русского языка во всех классах. Схемы – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в тетрадях. Главная цель составления схем – формировать у школьников способность самостоятельно, творчески осваивать учебный материал и применять полученные знания на практике.

Важная роль в этом отводится структурно-логическим схемам, которые придают процессу преподавания большую конкретизацию и организованность.

Достоинства структурно-логических схем таковы:

1)     компактность: информация располагается на одном листе и структурируется по смысловым направлениям;

2)   логичность: понятия взаимосвязаны между собой в строгой последовательности;

3) информационная насыщенность: каждая структурно-логическая схема содержит большое количество информации, объем которой при обычном текстовом изложении занял бы до нескольких десятков страниц;

4)   доходчивость: информация представляется в удобном для восприятия виде;

5)   убедительность: логика подачи информации не даёт двусмысленной трактовки понятий;

6)     лаконичность: показывается суть понятия при оптимальной смысловой и информационной нагрузке;

7)   универсальность: возможно использование при изучении различных тем по предмету [3].

Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания школьниками новой информации. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание впервые изучаемого раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащимся визуально определять необходимый объем знаний по разделу и теме. Схема призвана формировать и закреплять у школьников осознанные и мобильные умения и навыки. При составлении схем включается в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность обучающихся [2].

Составление и заполнение таблиц позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания школьников; ее можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении нового материала. Объясняя новую тему, например «Спряжение глаголов», учитель предлагает соответствующую таблицу, чтобы ученикам было легче запомнить типы спряжения глаголов, так как информация четко структурирована и наглядно показана [2].

Также к способам преобразования учебного материала могут быть отнесены следующие: алгоритмизация; изменение последовательности (перестановка) изложения различных разделов учебного курса; введение новой информации и соответствующее структурирование учебного материала с учетом новых научных достижений; структурирование информации по уровню обобщенности ее составляющих; перенос знаний из одной области в другую [2].

Содержание обучения (как система) обусловливает различные способы его структурирования. Ими являются:

1) линейная структура, при которой отдельные звенья учебного материала прорабатываются последовательно только один раз;

2) концентрическая структура, когда осуществляется периодическое возвращение к изучаемому

материалу для очередного повторения. При этом содержание материала постепенно дополняется новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения формируются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются;

3) спиральная структура, когда в аспекте исходной проблемы происходит постепенное расширение и углубление связанных с ней знаний [4].

Формирование устойчивых умений и навыков структурирования и систематизации учебного материала по русскому языку в основной школе начинается через:

-   систему специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетенции (развивающие упражнения, кейсы, синквейны, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы), создают благоприятные условия для повышения интереса к изучению предмета «Русский язык»;

-     использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений;

-    организацию проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе информационной;

-      нетрадиционные формы занятий (урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование

«Лингвистическая олимпиада», урок-игра «Лингвистический КВН» и т.п.). Данные формы организации учебной деятельности позволяют решать такие задачи, как развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Русский язык», формирование информационно-коммуникативных навыков. Занятия в нетрадиционной форме обычно проводятся в рамках декады гуманитарных наук или декады русского языка и литературы [4].

В процессе усвоения различных видов деятельности у школьников интенсивно формируются соответствующие способы мышления. Например, аналитический подход к учебной работе требует аналитической деятельности, реализация которой в свою очередь способствует формированию умений и навыков аналитического мышления.

Способов структурирования и систематизации учебного материала много, но выбор этих способов будет определяться спецификой изучаемого предмета, а также отдельных тем на конкретных уроках. Учитель должен понимать, какой способ следует применить, чтобы он был оптимальным и эффективным, не только руководствуясь образовательной целью и учебными задачами, но учитывая индивидуальные особенности школьников.

Список литературы

 

 

1. Голайденко Л.Н., Абдрафикова Г.Р. Теоретические основы проектирования в школе // Актуальные вопросы  психологии,     педагогики     и    образования:    Сборник     научных    трудов    по    итогам международной научно-практической конференции (Самара, 11 апреля 2017 г. ). Вып. 4. – Самара: ИЦРОН, 2017. – С. 13–16.

2.     Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития   [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zavuch.ru/news/announces/794/ (дата обращения: 05.05.17).

3.     Рослякова С.В. Формирование познавательной компетентности у учащихся как процесс // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы II международной научной конференции (Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2561/ (дата обращения: 19.11.2017).

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

5. Ширяева С.А. Развитие логического и образного мышления [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statyarazvitielogicheskogiobraznogomyshleniya-561227.htm (дата обращения: 16.11.17).