Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА СО СНИЖЕННЫМ СЛУХОМ

Авторы:
Город:
Новороссийск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

За последние 20 лет частота поражений слуха возросла в два раза и составляет 6%; в структуре тугоухости нейросенсорное поражение слуха достигает 75-95%.

Слух - это величайшее благо, данное человеку, один из наиболее замечательных даров природы. Количество информации, которое дает человеку орган слуха, несравнимо ни с какими другими органами чувств. Шум дождя и листвы, голоса близких, прекрасная музыка - это далеко не все, что мы воспринимаем с помощью слуха.

Для взрослого человека глухота - это ограничение трудоспособности от потери работы до полной инвалидности, трудности в общении с людьми. Гораздо серьезнее последствия снижения слуха у маленьких детей. Они учатся говорить, подражая слышанному от взрослых, поэтому хороший слух - обязательное условие нормального психоречевого развития малыша. Слабослышащий ребенок часто отстает от сверстников в умственном развитии, ему трудно учиться в школе, у него неминуемо возникают сложности в общении, выборе профессии. [1]

Глубокая глухота без лечения в раннем детстве приводит к немоте и инвалидности. Именно поэтому проблемы детской глухоты и тугоухости особенно остры. С тугоухим или глухим ребенком с рождения занимаются сурдопедагоги. Ожидать от глухого ребенка досконального овладения речью трудно, хотя определенные навыки все же можно развить. В большинстве случаев глухота и тугоухость обусловлены наследственными факторами.

Причины приобретенной глухоты и тугоухости - повреждения нормально развитых органов слуха: барабанной перепонки, цепи слуховых косточек и клеточной системы среднего уха; сочетание повреждений с неблагоприятными факторами (инфекционные болезни, опухоли, травмы уха и головного мозга, токсичные для слуховых органов химические вещества, в том числе и лекарства, шумовая травма и т. д.). Врожденная ненаследственная глухота возникает из за повреждения органов слуха у зародыша. Как правило, такая глухота - результат воздействия инфекции на плод во время беременности (краснуха, эпидемический паротит, сифилис, цитомегалия), химических веществ, радиации. Такая глухота по наследству не передается. При такой патологии могут помочь только имплантация улитки и система педагогической реабилитации. [2]

В настоящее время методов лечения, полностью восстанавливающих слух при врожденной и наследственной глухоте, не существует. Поэтому главными моментами остаются профилактика заболевания и ранняя диагностика. Здоровый образ жизни, лечение хронических инфекций у будущих родителей, вакцинация против краснухи и других инфекций, охрана здоровья матери и ребенка - реальный путь для снижения распространенности врожденной глухоты. Что же касается наследственных нарушений слуха, то успешное решение этой проблемы - в развитии молекулярной генетики. Когда будут открыты и изучены все или хотя бы большинство генов, отвечающих за развитие глухоты, откроются и новые возможности лечения.

Один ребенок из тысячи рождается со сниженным слухом. C возрастом число слабослышащих детей увеличивается - сказываются перенесенные болезни или лечение препаратами, вредно действующими на слух. Если восстановить утерянный слух нельзя, то глухоту ребенка можно и нужно скомпенсировать другими средствами.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. В последние десятилетия она вошла в круг особо важных. Чаще всего такие дети находятся дома с родителями и не посещают образовательные учреждения. Поэтому они, как правило, лишены общества сверстников. Происходящие изменения в нашем обществе приводят к обострению социально-стрессовой ситуации и росту эмоциональной напряженности, на почве которой у детей возникают различные проблемы – неуверенность в себе, застенчивость, агрессия, жестокость, заниженная самооценка. Чаще эти проблемы возникают у детей с ограниченными возможностями. [4]

Обучение ребенка со сниженным слухом зависит  от его  индивидуальных  способностей,  от того, нет ли у него дополнительных отклонений в развитии. К сожалению, очень много детей, «трудных» не столько по объективным причинам, сколько по вине родителей. Ведь именно от них зависит, насколько систематично будет выполняться индивидуально разработанная программа обучения, вовремя ли подберут ребенку подходящий слуховой аппарат, как рано начнется коррекционная помощь, сколько будет «поймано» уходящего бесценного времени. Дети, которым родители уделили достаточно внимания, имеют шанс хорошо учиться в школе, не отставая в развитии от сверстников.

Но здесь родителей часто подстерегает заблуждение: заниматься с ребенком – не значит оберегать его от трудностей при общении со слышащими сверстниками. Ребенок, который проходил воспитание в специальном детском саду, где собрали детей с нарушенным слухом, порой, в среде нормально слышащих детей, не может самостоятельно выбрать себе партнера по играм. Он зачастую сначала идет к взрослому и просит того ввести его в игру других детей. Если же у ребенка совсем нет опыта общения со слышащими детьми, он выбирает из группы не того мальчика или девочку, которые ему больше понравятся, а «своего», то есть ребенка со слуховым аппаратом.

В коллективе «своих» ребенок может иметь высокий авторитет, который сразу теряет, приходя в коллектив слышащих детей. Можно предположить, что это будет способствовать развитию у него бойцовских качеств, но, как правило, такой ребенок неуверенно стоит в сторонке и ждет, когда сможет поиграть со «своими».

Таким образом, потеря слуха формирует новый социальный мир, отдаленный от мира здоровых людей. Это, конечно, хорошо, так как сплоченность и солидарность много значат. Но «свой» коллектив не только помогает, но и мешает. Например, мешает ребенку получить навыки общения  со слышащими сверстниками, которые ему очень понадобятся.

Социальная изоляция от слышащего мира отражается на речи ребенка, она становится более примитивной и ориентированной на клише. Поэтому сегодня педагоги стремятся создавать в детских садах смешанные группы, где на 6 - 8 слышащих детей приходится 4 - 5 детей с нарушенным слухом. Они вынуждены «подтягиваться» до общего уровня, а слышащая среда им в этом помогает.

Родители здоровых детей сначала не знали, как относиться к таким экспериментам, но потом поняли, что их детям достаются не только высококлассные воспитательные кадры, но и бесценный социальный опыт. Общеизвестно, что в таких смешанных классах дети вырастают более добрыми и отзывчивыми. [5]

Существуют также специальные школы с дополнительными возможностями, где дети получают в полном объеме классическое образование. Только обучение длится на один-два года дольше. Детям со сниженным слухом учиться в таких школах относительно легко, главным образом потому, что они не чувствуют себя одинокими.

Все же ребенка стоит готовить к обучению в коллективе слышащих детей, где он может оказаться единственным, кто носит слуховой аппарат. Правда, всегда можно перейти в специальную школу, но у семьи должен быть выбор. В обыкновенной массовой школе учиться трудно. Учителям на «особенного» ребенка нужно тратить больше времени, уделять ему особое внимание, - естественно, за счет других учеников. А почему они должны страдать? Дети жестоки - не справился, не доказал, что ты полноценный член коллектива, - выставят «белой вороной».

Поэтому так важно помочь ребенку на хорошем уровне овладеть устной речью и обеспечить его подходящим слуховым аппаратом, который бы максимально задействовал остаточный слух. Немаловажно также психологически подготовить его к взаимоотношениям со здоровыми людьми, не делающими никаких скидок. Получать знания и навыки - дело хорошее, но нельзя упускать главного.

Нельзя допустить развития у ребенка интернатского комплекса - «я инвалид, и все окружающие мне должны». Независимо от степени справедливости этой установки, ребенок должен научиться обходиться без нее, иначе дистанция между ним и окружающими будет увеличиваться. Помочь в этом должны дошкольная подготовка, хорошо поставленная речь, общая развитость и правильно подобранный слуховой аппарат.

Если и выделяться из толпы, то разве что яркостью натуры!

 

 

Список литературы

1.      Гукович В.А. Этиология двухсторонней нейросенсорной тугоухости и глухоты у детей раннего возраста // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 2007. № 5. С. 51-58.

2.      Ковшенкова Ю.Д. Этиопатогенез, диагностика и лечение острых нейросенсорных нарушений слуха у детей: Автореф. канд. дис. М., 1993.

3.      Пальчун В.Т., Кунельская Н.Д., Асламазова В.А., Полякова Т.С., Кадымова М.И., Петрова Е.И. Острая нейросенсорная тугоухость: Методические рекомендации. М., 2007.

4.      Преображенский      Н.А.      Внезапная     глухота.     Современное      состояние      проблемы     //      Вестник оториноларингологии. 2000. № 6. С. 3-10.

5.      Журнал «Семейный доктор» Слабослышащий ребенок// Журнал «Семейный доктор» (N6) Июнь 2009 г. С.79-81.