Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы:
Город:
Брянск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словаря прилагательных и даже в условиях специального обучения. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как О.Н. Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина и др.

Становление этой части речи в онтогенезе происходит позднее остальных. У детей с общим недоразвитием речи употребление прилагательных вызывает наибольшие затруднения.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, С.В. Петериной показывают, что одним из наиболее эффективных средств     развития связной речи, грамматического строя речи      детей старшего дошкольного возраста является сказка.

Сказка как сокровищница русского творчества активизирует разные стороны речи детей и в том числе лексическую сторону речи, а в частности словарь прилагательных.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с народного фольклора: потешек, песен, сказок. Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

При использовании сказки в системе фронтальных логопедических занятий реализуются следующие цели:

-   совершенствование словарного запаса, грамматической стороны речи;

-   совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения и выразительности;

-   развитие диалогической и монологической речи;

-   взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-   взаимодействие логопеда с детьми и друг с другом;

-    создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение   эмоционально-чувственной сферы ребенка.

-   приобщение детей к русской литературе, народному фольклору.

При прохождении лексических тем на фронтальных логопедических занятиях по развитию связной речи подбирается сказка в соответствии с лексической темой. Работая по содержанию сказки, включаются задания по обогащению словаря прилагательных с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На данных фронтальных логопедических занятиях по развитию связной речи с использованием сказки совершенствуется два вида словаря прилагательных:

-    нравственно-этический словарь: вежливый, виноватый, высокий, горячий, скромный, дорогой, живой, здоровый, искренний, легкий, любимый, молодой, мудрый, настоящий, огромный, полезный и др.

-   словарь антонимов: громкий - тихий; вежливый - грубый; виноватый - правый; высокий - низкий; горячий - холодный; дорогой - дешёвый; живой - мёртвый; здоровый - больной; искренний - лицемерный; лёгкий - трудный; любимый - ненавистный; молодой - старый; мудрый - глупый; настоящий - фальшивый; новый - старый; огромный – крохотный и др.

Для наглядного представления применения сказки в обогащении словаря прилагательных у детей с нарушениями речи мы предлагаем ниже конспект фронтального логопедического занятия.

Конспект фронтального логопедического занятия по лексической теме «Ягоды» (Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»)

Задачи:

1)                коррекционно-образовательные: по содержанию сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» учить образовывать притяжательные прилагательные; учить образовывать слова-антонимы; учить образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умения классифицировать предметы;

2) коррекционно-развивающие: развивать мелкую и общую моторику, внимание, мышление и память;

3)                Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к труду и требовательность к себе.

Оборудование: предметные картинки с изображением ягод.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

I.                     Организационный момент.

Р.И. Ребята сегодня мы с вами отправляемся в удивительную страну сказок. Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем работать на занятии:

«Мама, папа, Женя, брат в лес пошли за земляникой. Земляника не проста! Выглянет из-под листа, да и прячется опять. Чтобы ягодку сорвать, надо не лениться, надо наклониться».

Дети. Дудочка и кувшинчик.

II.   Основная часть

Л. Наши сказочные герои приготовили для вас сказочные задания, с которыми мы будем справляться.

1.    Игра «Один-много». Цель игры: учить образовывать существительные множественного числа. Кружка – кружки               лист – листья

Чашка – чашки                    пень – пни

Кувшин – кувшины           ягода – ягоды Блюдце – блюдцы     дудочка – дудочки

2.                   Игра «Назови ласково». Цель игры: учить детей образовывать прилагательные и существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Зеленая кружка - зелененькая кружечка

Розовая чашка - розовенькая чашечка Женин кувшин - Женечкин кувшинчик Спелая ягода - спеленъкая ягодка Полный кувшин - полненький кувшинчик

Красная земляника - красненькая земляничка

Полное блюдце - полненькое блюдечко

Р.И. Продолжаем играть в сказочные игры.

3.                   Игра «Чья, чей, чье, чьи».

Кружка папы (чья?) - … папина. Чашка мамы - мамина. Кувшин Жени - Женин. Блюдце Паши - Пашино. Дудочка дедушки - дедушкина.

4.                   Физминутка «Ягоды» Там на горке, погляди-ка,

Покраснела земляника, (Встать, указать рукой вдаль)

За одною наклонились, Сразу десять увидали. (Наклон, руки к щекам, удивляемся.) Приседали, не ленились

И все ягоды собрали...

(Присесть, изобразить сбор ягод.)

Что же кружечки пусты? Очень ягодки вкусны!

(Встать, пожать плечами, руки к груди.)

5.     Игра «Слова-антонимы».

Цель игры: учить образовывать слова - антонимы.

Плохой - хороший Маленький - большой

Летний - зимний                                                                   Старый - молодой

Пустой - полный                                                                   Легкий – трудный

6.                   Игра «Четвертый лишний»

Цель игры: закрепить умение находить лишний и объяснить, почему он лишний. Земляника, малина, смородина, мухомор.

Кружка, стул, чашка, кувшин. Пчела, стрекоза, ласточка, оса. Продавец, мама, папа, сестра.

7. Игра «Назови одним словом».

Цель игры: закрепить умение классифицировать предметы. Мама, папа, сестра, брат - семья.

Земляника, малина, смородина, клубника - ягоды. Кружка, чашка, кувшин, блюдце - посуда.

Пчела, стрекоза, бабочка - насекомые.

III.    Заключительная часть

Р.И. Молодцы, вы хорошо сегодня справляли с заданиями от героев нашей сказки. Им очень понравилось, как вы работали, и они приготовили для вас сказочный сюрприз. Посмотрите, что там, за ягодный сюрприз вас ждет в корзинке.

 

Список литературы

 

1         Гуськова А.А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет: занятия на основе сказок. – Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.

2         Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопед. – 2008. - №4. – С. 32-42

3         Исаева Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. – М.: Изд. «Академия», 2006. – 457 с.

4         Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей // Логопед. – 2009. - №6. – с.64-70

5         Кузькина Л.Е. Авторская сказка как средство развития грамматического строя речи старших дошкольников // Логопед. – 2012. - № 10. – С.35 – 41.