11 февраля 2016г.
Рождение в семье ребенка с нарушениями в развитии – проблема, затрагивающая все стороны жизни семьи, вызывающая сильные эмоциональные переживания родителей и близких родственников.
Как отмечают многие специалисты, рождение больного ребенка является своеобразным испытанием для семьи. Семья ребенка с нарушениями аутистического спектра является источником его воспитания и социализации. Однако эта семья имеет свои специфические проблемы.
Наиболее характерными социальными проблемами детей-аутистов являются уход в себя, отгороженность от внешнего мира; дети не стремятся к межличностным контактам, избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких, не смотрят в глаза окружающим. У них отмечаются слабость эмоционального реагирования по отношению к матери, сопротивление любым переменам обстановки, стереотипные действия, социальная изоляция, языковой барьер.
Целью работы учебно-методического центра «Семейный лад», при кафедре технологий психолого- педагогического и специального образования Орловского государственного университета, и нашей психолого- педагогической помощи семьям, имеющих детей с нарушением аутистического спектра, является создание оптимальных условий в семьях, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка и направленных на развитие коммуникативных навыков и самостоятельности, повышение социальной активности, укрепление личности ребенка в социуме, развитие интеллектуальных и речевых функций, которые соответствуют психофизическим возможностям ребенка.
Центр посещают семьи, имеющие детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся студентами-волонтерами коррекционного отделения факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета под руководством психолога Мишиной Елены Алексеевны.
Все студенты прошли специальную подготовку и овладели методами и приемами работы с этой категорией детей. Основной идеей групповых корреционно-развивающих занятий является обучение детей социализации, взаимодействию и работе в коллективе. Постоянная поддержка ребенка, его побуждение и ободрение в играх и упражнениях (пальчиковые игры, физические, дыхательные, логоритмика и релаксационные упражнения, пение песен, потешек, рисование, игры с мячом, кеглями, хороводы).
Кроме того, вместе с родителями организовывались детские праздники, экскурсии, совместные прогулки. Яркие совместно проведенные вечера сплачивали участников, между ними завязывались спонтанные, без участия взрослых, контакты. Постепенное вовлечение ребенка в совместную деятельность способствовало обогащению его эмоционального и интеллектуального опыта.
Интересной и важной формой педагогической работы, на наш взгляд, являются детские праздники, на которых каждый ребенок демонстрирует то, что он умеет делать, чему научился. Такие праздники (Новый год, «День рожденья только раз в году», «Милой маме», День Победы, «Осень золотая» и др.) индивидуальных творческих возможностей (публичное выступление перед доброжелательной аудиторией, вынос на суд зрителей результатов творческого увлечения ребенка) дают неоценимый опыт общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми ребенку младшего и среднего школьного возраста. Их ценность заключается в том, что каждый может оказаться и «в зрительном зале», и «на сцене», учиться не только находиться в центре внимания, но и быть доброжелательным зрителем.
Вся коррекционная работа, проводимая с ребенком, должна закрепляться родителями дома. В этой связи с родителями проводится специальная работа, которая начинается с предварительной беседы, в ходе которой их знакомят с правилами работы с детьми в Центре, а затем организуется непосредственная психолого- педагогическая помощь семье, исходя из особенностей развития каждого ребенка (руководитель – профессор Людмила Михайловна Семенова). При этом работа проводится как коллективная, так и индивидуальная с каждой семьей. Главным для нас является поддержка и уверенность родителей в возможностях своего ребенка, формирование у них адекватного отношения к его болезни, развитие адекватных родительско-детских отношений.
Основные направления психолого-педагогической помощи:
· психопрофилактика и психокоррекция при помощи игры у детей с нарушением аутистического спектра;
· обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра;
· информационное поле коррекционно-развивающей среды в семье;
· формирование мотивации учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством разработки индивидуальных образовательных программ;
· развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с детьми с нарушением аутистического спектра педагогом, психологом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком;
· тематическое планирование деятельности взрослых и детей;
· коррекционно-развивающие комплексы – основа индивидуального подхода к обучению детей с нарушениями аутистического спектра;
· включение детей в коллектив сверстников в условиях Центра;
· рекомендации педагога-психолога родителям.
Работа в развивающем направлении нацелена на стимуляцию потенциальных возможностей ребѐнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребѐнком соответствующими формами деятельности и общения.
Коррекционное направление предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у него трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций [1,2].
Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
Консультативное и просветительское направление связано с созданием необходимого информационного и мотивационного поля психолого-педагогической помощи, активным включением родителей ребенка с нарушениями аутистического спектра в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс.
Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях развития ребенка с аутистическим спектром, об индивидуальных особенностях его развития, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д. Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителей, а также в виде оформления стендовых консультаций.
Основными формами работы с родителями были: лекционная работа, индивидуальные и семейные консультации, практикум, психологические тренинги, показ условий оптимального развития ребенка, повышение педагогической культуры и воспитательной активности.
Эффективность работы оценивалась выявлением уровня качественного взаимодействия всех его участников: удовлетворенность родителей конкретными мероприятиями; готовность к сотрудничеству и поддержке; стремление внести личный вклад в общее дело; эмоционально-психологический настрой родителей и детей; качество методических материалов для работы с родителями и детьми.
Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей детей с нарушениями аутистического спектра, показывает, что если грамотно вовлечь ребенка в совместную деятельность с родителями и применить к нему лечение и реабилитацию, то возможно максимально компенсировать его и подготовить к полноценной и самостоятельной жизни в обществе.
Список литературы
1. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., 2008.
2. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007.
3. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М., 2003.