Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Стремительное развитие экономики, предпринимательства, изменения в политической и социальной сферах, рост преступности в обществе требуют постоянного, своевременного и адекватного развития законодательства, совершенствования правотворческой и правоприменительной практики.  Всѐ  это вызывает необходимость в обеспечении правоохранительных органов, юридических и государственных служб соответствующими кадрами, прошедшими специальную юридическую  подготовку и призванных решать стоящие перед обществом и государством проблемы. Для отбора требуемых кадров необходимо понять, какими личными и профессиональными качествами, навыками и умениями должны обладать юристы-профессионалы.

Под ПВК мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности студента, влияющие на успешность освоения и эффективность выполнения ими в будущем выбранной профессиональной деятельности.

Профессионально важные качества (ПВК) - это качества личности, влияющие на эффективность труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Профессионально важные качества являются основной характеристикой человеческих ресурсов, предпосылкой профессиональной деятельности. Кроме того, ПВК сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические) и состояния, а также мотивы, отно- шения (к труду, к другим людям) [3]. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к проф- пригодности [1].

Профессионально важные качества можно разделить на группы:

1)    мотивы, цели, интересы;

2)    профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д. Очевидно,   что  юридическая   профессиональная   деятельность   будет  предъявлять   свои,   особенные, требования к профессиональным качествам представителей данной профессии. В ряде работ указывается на необходимость проведения такого рода исследований профессионально-важных качеств, которые открывали бы и обосновывали пути его целенаправленного формирования, поскольку «формирование профессионально-важных качеств требует специальной работы по их развитию, между тем, оно зачастую складывается стихийно» [4, С. 90].

При всем своеобразии комплексов ПВК в различных видах деятельности существует ряд личностных качеств, выступающих как ПВК практически в любом виде деятельности. Таковыми часто являются интегральные психические  свойства личности – внимание, память, воображение, а так же психологические характеристики – эмоциональная теплота, обаяние, устойчивость, терпеливость и др. В акмеологических исследованиях особо подчѐркивается роль волевых качеств личности, являющихся необходимым условием для достижения поставленных масштабных целей и внутренним регулятором саморазвития и самосовершенствования

[5]. Отмечается, что развитие силы воли, умений осуществлять волевые усилия, волевой стойкости является одной из главных задач стремящегося стать профессионалом [2, С. 81].

Иногда     в     системе     ПВК     выделяют    специальную    группу     личностно-деловых    или     личностно-профессиональных качеств (А.Л. Журавлѐв, В.Н. Князев, А.Ю. Панасюк и др.). К ним относят, как правило, следующие ПВК: организованность, дисциплинированность, инициативность, внимательность.

При изучении структуры ПВК студентов-юристов мы руководствовались структурно-функциональным подходом (как одним из разновидностей системного анализа), который состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов.

К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, по мнению исследователей, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, умение разбираться в политических течениях и государственной политике, знание действующего законодательства, владение практическими навыками по специальности [2].

При этом любой юрист должен усвоить основы философии, психологии, экономических и политических учений, научной организации управления и труда в необходимом объѐме.

К необходимым навыкам юристов можно отнести: составление и оформление юридических и иных служебных документов, использование и применение криминалистической, специальной, компьютерной и организационной техники.

Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности является адаптация. Профессиональная адаптация - приспособление человека к новым для него условиям труда. От нее важно отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: организм (физическая  адаптация), индивид (психологическая адаптация), личность (социальная адаптация), субъект труда (профессиональная адаптация).

Профессиональное приспособление, адаптация предполагает овладение ценностными ориентациями в рамках профессии юриста, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров индивида и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру этой группы, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности (ее задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии). В результате профессиональная адаптация юриста приобретает активный характер, поскольку человек не только приспосабливается к профессии, но и профессию приспосабливает к себе.

Важно отметить, что профессиональное самосознание является системообразующим компонентом всей структуры психологической готовности студентов к профессиональной деятельности [3]. Оно как бы «ведет» за собой, определяет развитие всех остальных компонентов, являясь тем условием, которое усиливает, или нейтрализует их действие. Без его активного функционирования влияние других компонентов (факторов) на ПВК значительно ослабевает. Таким образом, прослеживается иерархия взаимосвязей между всеми компонентами исследуемого процесса у будущих юристов.

Таким образом, процесс развития ПВК есть переход от низшего уровня целостности к высшему. Уровни развития ПВК тесно связаны с развитием стержневых и не стержневых качеств личности в их единстве, система которых отражает структуру личности в целом. Таким образом, понимание сущности ПВК и уровней развития психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности, позволяет более чѐтко управлять процессом их профессионального становления.

 

Список литературы

1.      Кобликов А.С. Юридическая этика. – М.: «Норма», 2004. – 176 с.

2.      Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 308 с.

3.      Прохорова Т. Н., Аблова О.Н. Особенности развития профессионального правосознания будущих юристов в системе высшего образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 8. – С. 105-112.

4.      Харитиди Д.П. Построение системной модели психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. –

№ 12 (43). – С. 163-165.

5.      Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: «Юриспруденция», 2000. – 336 с.