Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Когда говорят о физической культуре личности, подразумевают под этим воплощенные в самом человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре в широком смысле, то есть усвоенные человеком ―физкультурные‖ знания, умения, навыки, достигнутые на основе использования средств физического воспитания показатели развития и т.п. ―Физической культурой‖ называют также одну из учебных дисциплин. В процессе эволюции физическая культура приобрела ряд специфических форм: базовая ФК (школьная, вузовская, армейская), спорт, лечебная и реабилитационная ФК, профессионально- прикладная, рекреационная ФК, адаптивная (для инвалидов). В самом содержании физической культуры и органически связанных с нею явлениях можно с некоторой условностью выделить две основные стороны, или части:

-     во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве двигательных систем, спортивных дисциплин, специальных средств, методов и условий их применения, позволяющих оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функционально- обеспечивающая сторона физической культуры);

-     во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий, выраженные в физическом совершенстве человека (результативная сторона физической культуры) [5 стр. 107].

Каждая часть физической культуры своими специфическими формами и методами осуществляет идейно- политическое воспитание занимающихся в соответствии с их возрастом, образованием и другими социальными и демографическими характеристиками [4, стр. 8].

Занятия физическими упражнениями и особенно спортом требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и методами применительно к своим индивидуальным возможностям и условиям. Все это способствует умственному развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние физических упражнений на умственные способности человека [3, стр. 219].

Нравственное воспитание в области физической культуры направленно на формирование таких качеств как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за своѐ поведение, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и др. Задачей нравственного воспитания является воспитание волевых качеств личности. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности, и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой и спортом [5, стр. 10].

Именно разработка системы физического воспитания в психолого-педагогическом плане является наиболее важным аспектом в формировании мотивации к спорту [6].

Общеизвестно, что стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Эффективность учебно-тренировочного процесса существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям [4, с.605].

В данном контексте следует рассматривать мотив как побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, и, одновременно, как побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный) [7].

Первостепенными задачами на ближайшие годы являются необходимость совершенствования действующих форм физкультурно-спортивной деятельности, а также повышение их эффективности [1, стр.3].

Конечно, не сами понятия «физическая культура» и «спорт» воспитывают личность. Человека воспитывают активный субъект деятельности, к которому можно отнести педагога, тренера, инструктора, но только лишь при условии, если спортсмен или школьник активно со своей стороны включается в процесс физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности. Если воспитанник стремиться к достижению высоких показателей, то это в свою очередь воздействует на педагога-наставника [7].

Следует заметить, что физическая культура и спорт имеют гуманистическую направленность, воспитывают гуманистическую нравственность, которая активно воспитывается и реализуется во взаимодействии со своими товарищами по команде, физкультурном коллективе, в группе, между тренерами и спортсменами, среди соперников по спорту по принципу, в основу которого входят добросовестность, сознательность соблюдаемых правил, «фэер-плэй» - по принципу «честная игра», спортивная этика [1, стр.7].

Спорт и физическая культура в жизни общества, и в частности в жизни каждого человека, имеют огромное социальное и социально-педагогическое значение. Это проявляется как в социальном, так и в личностном аспекте. Совершенствование личности в результате занятий физической культурой и спортом относится к личностному аспекту, который показывает какой эффект возможен от воздействия спорта и физической культуры на человека [7].

В жизни общества и современного человека спорт и физическая культура - это неотделимый компонент образа жизни - самого общества, группы людей, или отдельно взятой личности, так как в целом физические упражнения способствуют совершенствованию социальных навыков [7].

Одной из сфер социальной деятельности является физическая культура. Через полезную, социально - активную деятельность в некоторых формах самовыражения, физическая культура удовлетворяет социальные потребности в развлечении, в общении, игре [4, стр.118].

Спорт и физическая культура занимают важное место в жизни людей в разных сферах деятельности - в профессиональной деятельности, в учебе. Велика их роль и для работоспособности членов нашего общества, так как физическая культура и спорт позволяют формировать всевозможные навыки, умения, повышать состояние здоровья и работоспособность [1, стр.8].

Если говорить о физической культуре и спорте как о социальной силе развития, то мы можем отметить, что они содействуют  повышению уровня  трудовой и социальной активности человека. Следовательно, спорт и физическая культура — это важный род деятельности, конечные результаты которого, полезны и для общества, и для самого человека [2, стр.208].

Спорт и физическая культура дают широкие возможности для того, чтобы можно было вовлечь людей в активную жизнь общества, сформировать у них опыт социальных отношений и общения. Все это дает предпосылки для саморазвития человека, вырабатывает активную жизненную позицию. Результаты мы можем наблюдать, например, на спортивных соревнованиях и на всевозможных физкультурно-спортивных мероприятиях [5, стр.151].

Значит, что, в связи с этим, мы можем говорить о том, что одной из функций физической культуры и спорта, является и социальная функция. К этим функциям относится присущие ей свойства воздействия на личность и на человеческие отношения, развивать и удовлетворять определѐнные личные и общественные потребности [3, стр.219].

Таким образом, имеется необходимость, сделать вывод о том, что спорт и физическая культура-это огромная социальная сила. Значит, спорт и физическая культура как социальная сила развития и общественного сознания и как социокультурный феномен, обеспечивает не только потребности самого существования общества в целом и личности в частности, но, а также создают необходимые условия для их достойного развития [2, стр.110].

 

Список литературы

1.      Башкатов А. Физкульт-привет. Лягте на пол, три-четыре. / Киевский Телеграфъ. — 2006.— №23. – 75 с.

2.      Колокольцев М. М. Физическая культура, спорт как социальные феномены общества: ретроспектива, реальность и будущее: Материалы Всероссийской с международным участием электронной студенческой научной конференции. / М. М. Колокольцев – Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, Том 1.- 2013. - 392с.

3.      Мир психологии / психологический словарь – Режим  доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=523.

4.      Сизова, Н.Н. Обоснование целесообразности использования средств прикладной аэробики на занятиях по самообороне / Н.Н. Сизова // Материалы IV студенческой заочной Международной научной конференции «Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни», ИГТУ, г. Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, Том II.- 2015. С. 604-607.

5.      Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., испр. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

6.      Теория физической культуры. – Режим доступа: http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/18

7.      Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Филимонова С.И. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи. / В.В. Чешихина, В.Н. Кулаков, С.И. Филимонова - Москва: Союз, 2000. - 250 с.