Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФИЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Произошедшие масштабные изменения нашего общества, несмотря на тенденции к стабилизации, продолжают негативно влиять на обороноспособность, да и в целом на безопасность страны.

Это проявляется, прежде всего, через качество личного состава Вооруженных Сил, в том числе уровня его физической подготовленности, особенно призываемого контингента.

В настоящее время перед сферой физической подготовки допризывной молодежи стоят задачи, решение которых требует современных и в тоже время доступных в реализации подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Эта необходимость продиктована также переходом Вооруженных Сил на новые виды вооружения, повышения темпа и уровня современной боевой подготовки, а также увеличения физической и психологической нагрузки и на военнослужащих.

Несмотря на разработку и принятие ряда ключевых законодательных актов по физической культуре в Российской Федерации, строительство по всей стране и реконструкцию имеющихся спортивных объектов, существенного роста показателей физической подготовленности граждан допризывного возраста за последние годы практически не наблюдается [1-5].

По результатам мониторинга выявлен низкий уровень физической подготовленности призывников. Так, за период с 2007 по 2014 годы было обследовано более 270 тысяч призывников, из которых более 50% были оценены «неудовлетворительно» [6].

Данная работа по определению уровня физической подготовленности молодого пополнения Минобороны России при входном контроле, проводимая в первые две недели службы в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 2009 г. № 200, подтверждает стабильно низкий уровень физической подготовленности новобранцев, эта тенденция возможно от части из-за высокого уровня курящих, потребляющих слабые и крепкие алкогольные напитки, пристрастия к наркотическим средствам среди будущих призывников.

Причинами низких показателей состояния здоровья допризывной молодежи 15 - 17 лет, обучающихся в общеобразовательных организация России являются:

-   низкий объем двигательной активности (компьютерное поколение);

-   наличие более чем у 60% молодежи нарушений в состоянии здоровья;

-     отсутствие в большинстве общеобразовательных учреждениях секционной работы, в том числе по военно-прикладным видам спорта (дисциплинам);

-    отсутствие в шаговой доступности от компактных мест проживания граждан спортивных объектов, а также высокие цены на абонементы в коммерческих спортивных организациях;

-    учебно-материальная база по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях часто не соответствует современным требованиям, а также в большинстве случаев не позволяет охватить всех желающих[5].

Вместе с этим, из-за низкого уровня физической подготовленности молодого пополнения, призываемого на военную службу существуют значительные проблемы с адаптацией к военной службе. В связи с резким увеличением объемов физических нагрузок возникает высокий уровень заболеваемости и травматизма в первые месяцы военной службы. Ярким тому примером являются проведенные военные учения Восток-2011, Центр- 2012, Запад-2013, когда молодые солдаты уже через 3-4 часа активных действий в полной экипировке с оружием, масса которого составляет до 24 кг, не в состоянии должным образом выполнять поставленные задачи по передвижению на пересеченной местности, переносу боеприпасов, преодолению естественных и искусственных препятствий [6].

При всем при этом срок прохождения военной службы по призыву сокращен до одного года, что повлекло за собой сокращение сроков обучения, боевой подготовки и повседневной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Физическая культура, как ни один другой предмет влияет на моральный дух будущих защитников Отечества. Совершенствование их физической подготовленности сопутствует высокой выучке, воспитанию силы воли, мужества и волевой стойкости. Вот почему ей в суворовских военных училищах и кадетских корпусах Минобороны России придается высокое значение. Но и в этих учебных заведениях проявляются вышеуказанные проблемы. Кроме того, в настоящее время, в отличие от советского периода (даже если взять 50 – 80-е года прошлого века) утрачена, либо присутствует в меньшем качестве преемственность в обучении, а именно поступление по окончанию суворовских военных училищ и кадетских корпусов в вузы Минобороны России. Во многом это стало практикой из-за опасения не справиться с объемом стоящих задач, а также требованиям к будущему курсанту, в т. ч. из-за снижения набора поступающих. Это при том, что уровень физической подготовленности суворовцев и кадетов выше, по сравнению со сверстниками из общеобразовательных школ.

Во многом это обусловлено тем, что в суворовских военных училищах и кадетских корпусах Минобороны России в рамках дополнительного образования, включая и спортивно-массовые мероприятия занимаются до 95% воспитанников, в том числе и военно-прикладными видами спорта занимаются – 8.4% воспитанников, из них 2.9% имеют спортивные разряды, а в общеобразовательных школах России в лучшем случае не более трети учеников, в том числе военно-прикладными видами спорта соответственно – 3.2% (всего занимается) и 1.1% учеников (выполняют разряды) [6].

Очевидно, что в том числе и по этой причине, в России ежегодно, начиная с 2010 года, открывается президентские кадетские училища. К 2017 году они будут в каждом федеральном округе, а общее количество общеобразовательных организаций Минобороны России составит 25 подобных заведений [5, раздел 6].

В этих учебных заведениях допризывная молодежь получает в большом объеме первые военно- прикладные навыки, осуществляется воспитание коллективных чувств, а единственная учебная дисциплина, где преподаватели являются действующими военнослужащими дает основу строевых приемов и действий, являющихся одним из основных элементов военно-патриотической составляющей, повышения качества учебного процесса.

Исходя из вышеуказанного, введение в Наставление по физической подготовке и спорту для общеобразовательных организаций Минобороны России и программы обучения основ военно-прикладной направленности будет способствовать формированию знаний, умений и навыков у суворовцев и кадетов для подготовки к службе в армии и последующему обучению в высших военно-учебных заведениях.

С целью разработки  мер совершенствования военно-профессиональной направленности и повышения эффективности физического воспитания учащихся суворовских училищ и кадетских корпусов, для воспитания и совершенствования их физических и волевых качеств, формирования психологической устойчивости допризывников, предлагается применять ряд специально направленных упражнений, военно-прикладных видов спорта (дисциплин), действий и методических приемов путем их введения в основные программы обучения – в вариативную часть, а также проводить в рамках дополнительного образования детей: по преодолению препятствий, метанию гранаты на точность и дальность, рукопашному бою, лыжной подготовке, ускоренному передвижению и легкой атлетике, военно-прикладному плаванью, различные военные многоборья (заменяя стрельбу из боевого оружия на мелкокалиберное, пневматическое либо электронное) [8, с. 106–137].

Перспективным является использование в целях психологической подготовки будущих военнослужащих кроссов со стрельбой (из малокалиберного, пневматического и электронного оружия) и метанием гранат, прыжков через горизонтальные и вертикальные препятствия, преодоления стен, заборов, метания ножей, переноска раненого.

Наибольший интерес представляет возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по единоборствам и рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях, в различных условиях (на льду, на снегу, на траве, на асфальте), а также на фоне утомления. Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время, и быть психологически готовым к схватке с противником. Этот процесс проходит тем успешнее, чем в большей степени создается напряженность, постоянно меняется обстановка.

Моделируются ситуации с учетом индивидуальной нагрузки на каждого воспитанника, продумывается помощь каждому, но в рамках учебной группы, так как чувство коллективизма, ответственность не только за себя, но и за товарища является важным фактором сплочения подразделения. При этом осуществляется систематический контроль за действиями подопечных, не забывая про положительную оценку и признание прогрессивности результатов занимающихся, их старания, дисциплинированности и успехов, что является сильным мотивом, стимулирующим личность к саморазвитию с поддержанием высокой организованности и порядка [7, с. 174 – 193].

Вывод: профилирование физического воспитания обучающихся в     общеобразовательных учреждениях Минобороны России и повышение его эффективности в целом, может оказывать и уже оказывает положительное влияние на формирование военно-прикладных знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих соответствовать лицам допризывного и призывного возрастов современным требованиям, предъявляемым службой в армии и на флоте.

Реализация вышеуказанных предложений аналогичным способом положительно скажется на физической подготовленности обучающихся в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.

 

Список литературы

1.      Федеральный закон от 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с изменениями от 2013 г.

2.      Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации».

3.      Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 328 "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах"., пункт 4, подпункт « в ».

4.      Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 2009 г. № 11-01 – р).

5.      Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134-р).

6.      Отчет о НИР шифр «Молодое пополнение» с 2007 по 2012 г. по ДЗ-98, в 2013-2014 годах по Д-37.

7.      Рукавишников, Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 /Д.А. Рукавишников. – Чебоксары, 2006.

8.      Шейченко, В.А. Обоснование специальных принципов физической подготовки войск / В.А. Шейченко // Современный бой и физическая подготовка войск: сб. науч. тр. – СПб.: ВДКИФК, 1993.