12 февраля 2016г.
Ускоренные процессы глобализации нашей страны в единое экономическое, образовательное, культурное, информационное пространство делают актуальными вопросы межкультурного взаимопонимания, адаптации к быстро изменяющимся условиям и требуют творческого подхода к решению проблем и преодолению конфликтов.
Непростая обстановка в стране, связанная как со стремительным развитием международных отношений, так и с социальной нестабильностью и миграционными процессами, определяет потребность современного общества в личности, способной и готовой эффективно взаимодействовать в глобальном пространстве, состоящем из множества разных культур.
На наш взгляд, одним из важнейших качеств современной личности является межкультурная креативность, позволяющая адекватно воспринимать культурно-специфическое поведение партнера; оригинально решать коммуникативные задачи даже в условиях ограниченного словарного запаса; легко отказываться от стереотипов; руководствоваться межкультурными ценностями; быстро мобилизоваться в ситуациях, вызывающих «культурный шок» [6].
Стремительно развивающиеся отношения предприятий с иностранными партнерами (экспорт выпускаемой продукции на международный рынок, установка и введение в эксплуатацию современного иностранного оборудования, взаимодействие с мастерами-наладчиками, командировки за границу по обмену профессиональным опытом, посещение международных выставок технических достижений и т.д.) делают актуальной проблему развития межкультурной креативности у студентов в техническом вузе в рамках не только родного языка, но и иностранного.
Модернизация российского высшего профессионального образования, гуманитаризация и переход на стандарты третьего поколения требуют обновления содержания образовательных программ на основе компетентностного подхода и поиска современных технологий, методик, форм и средств профессиональной подготовки студентов вуза.
При изучении процесса развития межкультурной креативности студентов технического вуза мы руководствовались положениями концепции «неограниченного развития» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, И.С. Кон и др.), согласно которой развитие представляет собой эволюционно-инволюционное поступательное движение, не прекращающееся до конца жизни, и теорией возрастной психологии (Г.С. Абрамова, Е.Н. Каменская, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследования ученых, рассмотревших психологические возрастные особенности студенчества, свидетельствуют о том, что студенческий возраст является сенситивным периодом для развития главных социогенных потенций человека, периодом интенсивной социализации, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом, когда приобретаются все необходимые в профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества [1]. Разделяем точку зрения В.Н. Дружинина, что в студенческом возрасте на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива при создании благоприятных для этого условий [3].
Анализ исследований по проблеме развития личности студента технического вуза (Е.П. Желтова, Т.Ю. Осипова и др.) позволил выявить, что именно эта категория студентов, относящихся преимущественно к типам людей «человек-техника», «человек-знаковая система» по классификации Е.А. Климова, испытывает трудности в процессе коммуникации. Рассмотрение системы высшего профессионального образования позволило констатировать, что гуманитарные вузы имеют больше возможностей для развития коммуникативной креативности студентов, поскольку в них преподается большое количество вербальных дисциплин, проводятся психолого-педагогические практики, которые направлены на приобретение коммуникативного опыта, расширение общего кругозора, воспитание и развитие культуры личности. В технических вузах, несмотря на гуманитаризацию и гуманизацию технического образования, преобладают дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов. Таким образом, авторская позиция заключается в том, что необходимо совершенствовать образовательный процесс технического вуза за счет содержательной насыщенности гуманитарных дисциплин, интенсификации обучения и междисциплинарной интеграции, что позволит развивать межкультурную креативность студентов и формировать поликультурный тип личности.
На наш взгляд, одной из дисциплин, позволяющих многогранно развивать и формировать личность студента, является «Иностранный язык». Подтверждением этому служат положения, зафиксированные в современных документах по модернизации высшего профессионального образования: владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе; курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования; изучение иностранного языка строится на междисциплинарной интегративной основе; обучение иностранному языку направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов [2,5,7].
Основной целью курса «Иностранный язык» в техническом вузе является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально- коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Достижение образовательных целей осуществляется в аспекте гуманизации и гуманитаризации технического образования и означает расширение кругозора студентов, повышение уровня их общей культуры и образования, а также культуры мышления, общения и речи. Следует отметить, что дисциплина «Иностранный язык» имеет также большой воспитательный потенциал, который реализуется путем формирования уважительного отношения к духовным ценностям других стран и народов.
Изучив ГОС и ФГОС технических вузов, мы выявили положения, служащие предпосылками к развитию межкультурной креативности у студетов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации. В рабочих программах технических вузов указывается, что будущий специалист/бакалавр должен знать культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, осознавать значение гуманистических ценностей, проявлять готовность к поддержанию партнерских отношений, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; владеть одним из иностранных языков на уровне социального и бытового общения; стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
Обобщая изложенное выше, мы приходим к выводу, что развитие межкультурной креативности студентов технического вуза может эффективно осуществляться на занятиях по иностранному языку, т.к. потенциал этой дисциплины позволяет формировать современного специалиста востребованного на рынке труда, способного свободно входить в глобализированный мир и быть равноправным участником межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. [Текст] / Г.С. Абрамова– 6-е изд. - М.: Альма Матер, 2006. - 940с.
2. Гальскова Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты [Текст] / Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе - 2008.-№5. - С.2-7.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учебник [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 544с.
4. Желтова Е.П. Развитие межкультурной компетенции студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Желтова Елена Петровна - Магнитогорск, 2005 - 228с.
5. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: примерная программа [Текст] / под.ред. С.Г. Тер-Минасовой - М.: 2009.-24с.
6. Сарапулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Сарапулова Анна Владимировна - Магнитогорск, 2014 - 230с.
7. Языковое образование в вузе: Методическое пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. [Текст] / под ред. М.К. Колковой, Ю.А. Комаровой – СПб.: КАРО, 2005. - 160с.