Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

CDIO - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Модернизация образования как неотъемлемое условие перехода страны на инновационное развитие предполагает использование инновационных технологий, направленных на совершенствование подготовки специалистов социальной сферы. Важной методической проблемой современной организации профессионального обучения является необходимость создания системы технологичной практико- ориентированной подготовки социальных работников.

Вопросы подготовки специалистов в области социальной работы разрабатывались в различных аспектах. Некоторые философские аспекты подготовки социальных работников изучаются В.Н. Ярской; личностные качества и развитие профессиональных ценностей социальных работников разработаны в научных исследованиях Н.Ю. Васильевой, В.И. Мальцева, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б. Шмелевой, М.С. Яницкого.

Организация обучения социальных работников в условиях учебно-научно-педагогического комплекса и разработка государственного стандарта подготовки специалистов по социальной работе представлена в трудах СИ. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, B.C. Жукова, Ю.Е. Растова, В.Л. Туринского. Основные направления социальной работы и подготовки специалистов этого профиля раскрыты в теоретических и практических исследованиях. (В.Г. Бочарова, П.Д. Павленок, A.M. Панов, Ш. Рамон, Е.И. Холостова, Т.Ф. Яркина).

Академическая и научная общественность стремятся выработать единую позицию в образовательной среде, так например, международный проект «Всемирная инициатива CDIO» нацелен на взаимосвязь практических умений и теоретических знаний будущих специалистов.

CDIO (conceive-desing-implement-operate т.е. задумка, проект, реализация, экспуатация) – это инновационная технология для обучения студентов разработке, проектированию, реализации и применению в практической профессиональной деятельности.

Одна из основных задач профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы состоит в том, чтобы студенты усвоили теоретические знания и умели применять их на практике. Это возможно благодаря внедрению проектов и практической работы в традиционное обучение в аудитории. Практико- ориентированный подход  в подготовке специалистов возник как следствие изменений в социальной жизни общества, вызвавших пересмотр классической образовательной парадигмы и зарождение новой.

Под практико-ориентированным подходом понимается совокупность приемов, способов, методов, форм обучения студентов, направленная на формирование практических умений и навыков социальной деятельности. Формирование профессиональных компетенций происходит комплексно, в области информационной, аналитической, конструктивной, диагностической и коммуникативной деятельности.

Включение практических действий в учебный процесс создает образовательное пространство, в котором теоретическая база приобретает свое практическое воплощение.  Практико-ориентированный подход создает возможность постепенного наращивания профессиональной квалификации специалиста – от формирования типовых профессиональных действий до продуктивной творческой деятельности[3].

В процессе профессиональной подготовке социальных работников на факультете социальной педагогики и социальной работы одним из ведущих подходов является практико-ориентированный. Практико- ориентированный подход предполагает использование проектного обучения в рамках учебных курсов «Теория и практика социальной работы», «Технологии социальной работы», «Социальная работа с семьей», «Социальная геронтология» и «Гендерология и феминология», в процессе которых осуществляется целенаправленная подготовка студентов к социально проектной деятельности.

Цель проектного обучения состоит в формировании и развитии проектных компетенций, что означает формирование способности будущих социальных работников к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений, к формированию готовности разработки инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия общества.

Согласно ФГОС третьего поколения по направлению «Социальная работа» проектная компетентность социального работника раскрывается следующим образом. Социальный работник должен:

-     быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений (ПК – 20);

-   быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК– 32);

-   быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы ( ПК – 33);

-    быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) ( ПК – 34);

-    быть  способным создавать  социальные проекты  для  работы в  трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК – 35).

Компетентностное содержание образования предусматривает интегрированное построение образовательной программы, которое предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных методов проектного обучения: метода проектного обучения, метода семинаров в диалоговом режиме, метода групповой дискуссий, деловых и ролевых игр, метода мозгового штурма; разбора конкретных ситуаций, социально-психологических тренингов; метода имитационных занятий (метод деловых, организационно-деятельностных, ролевых игр); метода коллективной мыслительной деятельности( КМД); проблемно-поискового метода; метода конструирования (моделирования); кейс-метода; метод разработки и защиты проектов и программ.

При практико-ориентированном обучении создаются условия, при которых студенты:

1)    мотивированы к самостоятельной исследовательской деятельности;

2)    учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3)    приобретают проектные компетенции;

4)    развивают исследовательские и аналитические компетенции;

5)    развивают системное мышление.

С целью выделения систем действий преподавателя и студента предварительно важно определить этапы совместной разработки проекта. К настоящему моменту у нас сложились следующие стадии совместной разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Рассмотрим четыре этапа организации преподавателем проектного обучения студентов.

На первом этапе осуществляется теоретическая подготовка студентов в ходе учебного процесса (проблемные лекционные, семинарские занятия), изучения специальной литературы по проблеме, которая становится предметом исследования в рамках проектного обучения.

На втором этапе студенты формулируют рассматриваемую проблему с точки зрения ближайших целей, осуществляют исследовательскую и практическую деятельность по проекту в выбранном профессиональном объекте (учреждении). Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, выбор темы проекта и определение предполагаемого результата.

На третьем этапе студенты под руководством преподавателя разрабатывают проектное задание, разрабатывают технологии решения проблемы.

Четвертый этап предполагает заключительное оценивание и всестороннее обсуждение всей проектной работы. Организуется презентация проекта на учебных занятиях и в учреждениях социального обслуживания населения. Результат часто выступает дипломной рабой или курсовой.

Социальный проект студентов, возможно, реализовать как пробный, экспериментальный в рамках соответствующего учебного курса, многократно в процессе различных видов практики студентов (волонтерская, производственная, стажерская и т.д.). Наиболее реальные студенческие проекты интегрируются в текущую деятельность конкретных образовательных и социальных учреждений.

Примерами практической реализации социальных проектов, разработанных студентами,      являются проекты:

· социальная работа с людьми пожилого возраста - «Центр образования  и досуга населения», «Школа долголетия», «Связь поколений», «60 лет –не возраст», «Креативный досуг»;

· социальная работа с людьми без определенного места жительства «Социальные ступени»;

· социально-психологическая работа с мигрантами «Оптимизация процесса адаптации вынужденных мигрантов»;

· социально-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста «Я хороший, ты хороший»;

· социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения «Мы –единая команда»;

· социально-педагогическая работа с подростками « Центр развития детей».

Социальные проекты будущих социальных работников направлены на создание условий для повышения качества жизни населения; обеспечение доступности образовательных, культурно-досуговых, информационных услуг.

 

Список литературы

1.      Докторская диссертация. Митяева А.М. Компетентостная модель многоуровневого высшего образования. Волгоград.2007. 51-75 с.

2.      Петров, А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории / А.Петров // Alma mater. – 2005. – № 2. – С. 54-58с.

3.      Сахарчук. Е.И. Учебное пособие. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования. Волгоград. «Перемена» 2002. 9-12 с.

4.      Слободина Светлана Николаевна. Организационно-педагогические условия совершенствования профессиональной деятельности социальных работников : диссертация кандидата педагогических наук : - Барнаул, 2008. - 214 с.