Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТУРИЗМ» В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Благовещенск
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Сегодня индустрия туризма считается одной из высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики, которая оказывает влияние на платежный баланс страны путем поступления иностранной валюты. Развитие индустрии туризма для Российской Федерации особенно важно, т. к. данная отрасль способствует эффективному становлению и развитию предприятий малого бизнеса, а также является перспективной для привлечения иностранных инвестиций в короткие сроки [4]. Одним из факторов, влияющих на развитие данной отрасли, является качественное профессиональное образование будущих специалистов туризма.

После подписания Болонского соглашения с целью создания единого  европейского образовательного пространства, профессиональное образование развивается в рамках новой компетентностной парадигмы. Идеология компетентностного подхода ориентирует нас на переход от традиционной модели образования – формирование знаний, умений и навыков, к современной – «передача знаний и формирование навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, определяющих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивости к жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально - политического, рыночно - экономического и инфокоммуникационно - насыщенного пространства» [5, с. 30].

По мнению отечественных ученых главным отличием квалифицированного специалиста индустрии туризма от  компетентного является наличие у компетентного специалиста не только совокупности знаний, умений и навыков, а также умение и готовность применять имеющиеся знания в профессиональной деятельности. Кроме того, компетентность подразумевает наличие внутренней мотивации к качественному исполнению профессиональных задач и к дальнейшему саморазвитию в профессиональной деятельности [1; 3].

Сегодня профессиональная подготовка будущих специалистов индустрии туризма в высших  учебных заведениях детерминируется федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100400 «Туризм». Обучение будущих специалистов осуществляется по двухуровневой модели: бакалавриат, с присуждением квалификации «бакалавр» и магистратура, после окончания присуждается степень «магистр».

Анализируя ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация «бакалавр»), становится очевидным, что в результате освоения общеобразовательных дисциплин осуществляется формирование общекультурных компетенций (далее – ОК), которые проявляются в способности к интеллектуальному, культурному, нравственному самосовершенствованию, готовности к восприятию культур и обычаев других стран и народов, способность к письменной и устной коммуникации на иностранном языке и т. д.). Результатом обучения профессиональных дисциплин является сформированные профессиональные компетенции (далее – ПК), которые подготавливают к осуществлению проектной деятельности, организационно – управленческой деятельности, сервисной деятельности и т. д. Например: способность к достижению цели и критическому накопленного опыта (ОК - 2); способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК – 6); способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовность к работе в иноязычной среде (ОК – 10); готовность к реализации проектов в туристической индустрии (ПК – 4); способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК – 11) и т. д. [6]. В результате профессиональной подготовки будущих бакалавров туризма в рамках компетентностного подхода мы выпускаем не просто высокопрофессионального выпускника, но и всесторонне развитую личность, которая обладает общекультурными и профессиональными компетенциями.

Анализ требований к компетенциям предъявляемых будущему бакалавру туризма, позволил выделить коммуникативную компетентность, как одну из профессионально значимых компетентностей, способствующей эффективной реализации профессиональных задач.

Понятие «коммуникативная компетентность» изучается многими учеными, однако сегодня не существует единого определения данной компетентности, что вызвано разными углами восприятия: каждый исследователь изучает данную компетентность с точки зрения своей проблематики.

Проанализировав существующие подходы к определению данной компетентности (А.В. Хуторской, Б.К. Паранук, И.Л. Бим, Е.П. Герасименко, Е.А. Алилуйко и др.) мы смогли уточнить сущность понятия коммуникативная компетентность будущего бакалавра туризма, под которым в данной работе понимается совокупность языковых и речевых компетенций формирующих готовность и способность будущего специалиста туристической индустрии к решению коммуникативных задач в рамках осуществления профессиональной деятельности, как на родном, так и на иностранном языках.

Коммуникативная компетентность будущего бакалавра туризма проявляется в умении осуществлять письменную и устную коммуникацию с коллегами, потребителями туристского продукта, партнерами, следовательно, уровень сформированности коммуникативной компетентность специалиста туризма влияет на качество осуществляемой профессиональной деятельности.

Р. Х. Лепехина     в  своем     исследовании    выделила    умения,     формирование    которых    способствует формированию коммуникативной компетентности будущих бакалавров по направлению «Туризм»:

-   умение вести дискуссию и диалог;

-   умение использовать в речи образы, метафоры, сравнения;

-   умение выравнивать эмоциональное напряжение, как свое, так и партнера;

-   владение навыками аргументации и убеждения;

-   умение легко вступать в контакт и удерживать его;

-   умение воспринимать и производить коммуникативные сигналы;

-   умение воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть;

-   умение задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений;

-   владение навыком активного слушания;

-   владение навыком обратной связи, чтобы передать партнеру, что его услышали и поняли правильно;

-   языковая гибкость, т. е. умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей и умение говорить доступно и понятно на языках других;

-   умение подобрать тему для беседы и подходящую для нее интонацию и стилистику [2].

Итак, профессиональная подготовка будущих бакалавров туризма в ВУЗе регламентируется ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм», который стандартизирует не процесс обучения, а его результаты: сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, что свидетельствует о выраженном компетентностном подходе к обучению. В результате будущие бакалавры туризма обладают необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций, готовы применять их для эффективной реализации профессиональных задач, а так же имеют внутреннюю мотивацию для дальнейшего профессионального развития.

Одной из профессионально важных компетентностей необходимых будущему бакалавру по направлению «Туризм» для качественного осуществления профессиональных задач является коммуникативная компетентность. Данная компетентность позволяет специалисту туриндустрии осуществлять коммуникацию как с коллегами, партерами, так и с потребителями туристского продукта.

 

Список литературы

1.      Загвоздкин, В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода: на материалах немецких источников // Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. – М., 2003. – С. 48-62.

2.      Лепехина, Р.Х. Роль коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма / Р.Х. Лепехина. // XIII международная научно-практическая конференция «туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». / Москва, 2011. – 521 с.

3.      Насырова, А.А. Компетентностный подход к регионализации содержания обучения иностранному языку бакалавров лингвистов // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2012. - №2. – С.128 - 134.

4.      Постикэ, Н.Б. Влияние туризма на экономику регионов, роль государства в развитие индустрии туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2013. - № 14. – С. 128-135.

5.      Селевко, Г.К. Педагогические компетенции и компетентность // Сельская школа: рос. пед. журн. - 2004. - № 3. - С. 29–32.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм от 28.10.2009г. [Электронный ресурс] // Сайт Амурского Государственного Университета. – Режим доступа: http://www.amursu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1664:2010-02-02-21-10- 51&catid=230:2009-12-01-13-57-35&Itemid=436&lang=ru