Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Главной задачей профессиональных учебных заведений является развитие личности в процессе приобретения обучающимися профессии, специальности, квалификации в соответствии с их интересами, способностями и социальным заказом общества и государства и обеспечение условий для получения образования. Выпускники высших профессиональных учебных заведений, определяют сегодня качественную структуру современного облика общества, его наиболее профессиональную и мобильную часть. Высшая профессиональная школа выполняла и выполняет важную образовательную функцию, помогая встать на ноги тысячам подростков.

В настоящее время высшее профессиональное образование переживает сложный период своего развития. Многие руководители профильных предприятий не проявляют должной заинтересованности в подготовке молодых высококвалифицированных кадров.

Договорная система отношений по подготовке квалифицированных кадров не получает должного развития. Из-за отсутствия заинтересованности профильных предприятий учебно-материальная база большинства учебных заведений находится в бедственном положении, обучение проводится на устаревшем оборудовании; в учебно-программной документации, учебниках и учебных пособиях недостаточно учитываются современные тенденции развития высокотехнологичной экономики. В последние годы обострилась проблема дефицита высококвалифицированных кадров, поскольку технологическая часть производственных циклов растет значительно быстрее, чем уровень квалификации.

Совершенно очевидно, что для современной подготовки будущих специалистов инженерного направления необходимо использование современных информационно инновационных средств обучения. Это можно реализовать при соблюдении, по меньшей мере, четырех условий:

1)   искать новые организационные структуры на основе их функциональной интеграции, ликвидации вертикальных и расширения горизонтальных связей, т.е. создать в единой системе профессионального обучения новые типы учебных  заведений технического профиля вместо попытки улучшить, уже исчерпавшие свой организационно-педагогический потенциал факультеты и институты;

2)       перестроить образовательную деятельность, ориентируясь на развитие интеллектуальных способностей студентов, их технического мышления, на нравственные общечеловеческие ценности, разрабатывая и внедряя новые информационно педагогические технологии, в том числе, в первую очередь, компьютерные технологии с использованием парка современных ПЭВМ;

3)   организовать производительный труд студентов с учетом развития малых предприятий в структуре высших профессиональных учебных заведений, которые позволят знакомить студентов с первыми навыками инженерных специальностей;

4)   повысить социальную роль преподавателей и студентов при приоритетном повышении зарплаты и гарантиях трудоустройства выпускников по получаемой инженерной специальности.

Эти условия вызваны не перспективным принципом организации и управления образовательными учреждениями, дальнейшее развитие которых в конкурентных условиях и рынка трудовых ресурсов зависит от перспектив развития промышленных предприятий и отраслевого министерства, а также негибкостью самого высшего профессионального обучения, приспособленного только для подготовки специалистов узкопрофессиональной направленности в широком диапазоне технических дисциплин.

Новые потребности развития экономики рождают новые технологии в обучении будущих инженеров. Это внедрение информационных технологий при изучении дисциплин профессиональных блоков имеет огромное значение, особенно в подготовке специалистов электротехнического профиля.

При подготовке студентов инженерного профиля к самостоятельной работе на предприятии кроме стандартных пакетов (NC, Windows, T-Pascal, Excel, Word, FoxPro и т.п.), составляющих осваиваемый инструментарий в большинстве вузов, необходимо знакомить студентов с профессиональными специализированными в текущий момент программными продуктами, например, “MATLAB ” для технических специальностей и т.п. Но еще более важно, на наш взгляд, обеспечить применение информационных технологий, как неотъемлемого инструмента в освоении профессиональных технологических технологий.

При изучении дисциплин специализации на современном этапе необходимо учить будущих специалистов пользоваться специализированным программным обеспечением и информационными данными, так как в условиях жесткой конкуренции, технологические решения по воздействию на объект должны приниматься на основе тщательного анализа имеющейся информации. Для решения многоцелевых задач, как с предсказуемыми, так и непредсказуемыми вариантами, математиками и выработан мощный и гибкий способ называемых в совокупности прикладной статистикой или анализом данных. Проводимое, на протяжении нескольких лет, анкетирование студентов с целью выявления уровня использования информационных технологий при изучении специальных дисциплин, а также опрос преподавателей, ведущих эти дисциплины, показал, что применение компьютеров при изучении общенаучных и других дисциплин, полностью отсутствует. В анкету были включены дисциплины общепрофессиональные, специальные и дисциплины специализации, и показатели уровня оценки использования ЭВМ в учебном процессе. Как выяснилось студенты используют ЭВМ по собственной инициативе лишь для набора и печати отчетных документов и др. работ в рамках изучаемых дисциплин. Преподаватели не оспаривает необходимость информационно инновационных методов изучения профессиональных дисциплин.

Причин такого положения множество, основными из которых являются: финансовые трудности вузов, не позволяющие приобретать специализированные программные комплексы и обновлять эту дорогостоящую библиотеку своевременно для обеспечения соответствия современным требованиям (с бурным развитием области информационных технологий и подходов к экономическим вопросам многие профессионально ориентированные программы периодически требуют замены), не владение преподавателей специальных дисциплин компьютерными технологиями в профессиональной области, вызывающие затруднения при обучении студентов: студенты получают традиционные теоретические знания в технике и технологии с практикой применения математического аппарата, но не реально анализировать крупные технологические модели с большим количеством параметров.

Освоение профессиональных дисциплин, базирующееся на применении информационных технологий в анализе технической информации, является для студентов технических специальностей совершенно необходимым. Преодолению сложившейся практики в профессиональной подготовке студентов и обеспечению профессионального использования компьютерных технологий при изучении технических дисциплин на наш взгляд может способствовать:

•     организация межкафедральных внутривузовских стажировок преподавателей информатики и профессиональных дисциплин, призванных способствовать интеграции технических знаний и информатики;

•   разработка силами преподавателей и студентов профессионально ориентированных программных комплексов (блоков), направленных на эффективное использование компьютерных технологий в изучении профессиональных дисциплин и освоении студентами и преподавателями профессиональных навыков реального технологического анализа;

• разработка методики построения и использования программных блоков;

•     создание профессиональной библиотеки программ, легко пополняемой и модифицируемой в соответствии с меняющимися условиями, подходами и требованиями.

Бесспорно, компьютерные технологии изменяют существующую пассивную технологию обучения и требуют серьезной методологической проработки их использования. Активное применение современных информационных технологий в сфере образования должно занимать сегодня центральное место и быть весомым элементом в определении качества подготовки специалиста.

 

Список литературы

 

1. Гарстко А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. – Знание. 2009

2.   Щендерик И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании // Образование и наука. – 2010. № 1 (3). С. 74-84

3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука. 2005