Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Одной из профессиональных задач выпускника педагогического вуза, получившего образование по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры), является задача использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе электронных средств обучения, реализованных на базе ИКТ, как универсальных, так и специфических для процесса обучения конкретной дисциплине. Одним из средств обучения, реализованных на базе ИКТ, является электронный образовательный ресурс (ЭОР).

Вместе с тем, в современных условиях работы в так называемой ИКТ-насыщенной образовательной среде, реализуемой в учебном заведении, учитель должен быть компетентным не только в области грамотного использования готовых ЭОР, но и в области их разработки с целью реализации собственных методических подходов к преподаванию. Процесс обучения студентов разработке ЭОР включает освоение теории и практики разработки ЭОР с учетом поэтапной деятельности (проектирование, разработка ЭОР с использованием прикладных и инструментальных программных средств и разработка методики применения ЭОР), формирование осознанной мотивации к их разработке и использованию в будущей педагогической деятельности[1].

Для реализации обучения студентов разработке ЭОР  целесообразно вовлекать студентов в проектную деятельность (метод учебных проектов).

Рассмотрим два типа проектов, реализации которых целесообразна при организации обучения студентов разработке ЭОР.

Информационные проекты предполагают осуществление студентами деятельности по сбору информации, в том числе представленной в Интернет или на локальных электронных носителях, по тематике разрабатываемого ЭОР. Студенты учатся справляться с огромным потоком информации, которая не всегда является полной и достоверной, анализируют ее, отбирают, систематизируют, осваивая методику работу с информационными ресурсами, в том числе сети Интернет.

Практико-ориентированный проект подразумевает практический результат проектной деятельности в виде законченного ЭОР по определенной теме или разделу дисциплины, выявление способов внедрения его в практику в виде конспекта  урока с описанием использования данного ЭОР в учебном процессе. Работа над данным проектом подразумевает, что студент должен самостоятельно определить тип разрабатываемого ЭОР и цели его использования в учебном процессе, выбрать наиболее подходящее программное средство для его разработки, разработать структуру и сценарий взаимодействия структурных элементов будущего ЭОР и на этой основе отобрать учебный материал и подготовить его для включения в ЭОР.

Данный проект может выполняться студентами индивидуально или в группах. В обоих случаях необходимо уделить особое внимание организационным вопросам с целью обеспечения эффективности работы. А именно, необходимо продумать и определить функции каждого из участников и его индивидуальный вклад в общую  работу  по  разработке  и  оформлению  конечного  продукта.  При  выполнении  проекта  важно координировать работу участников, обсуждать и координировать полученные результаты на каждом этапе разработки ЭОР. При этом этапы работы над проектом должны включать в себя этапы деятельности по разработке ЭОР.

К основным этапам проекта, посвященного разработке ЭОР, можно отнести следующие[2]:

–      Разработка темы проекта. На данном этапе определяется, в каком составе будет разрабатываться ЭОР, определяются цели, задачи проекта (определяется тип разрабатываемого ЭОР, место ЭОР в выбранной учителем образовательной технологии, его методические функции и др.). Также оговариваются этапы разработки ЭОР, оговариваются временные рамки каждого этапа и проекта в целом, а также планируемые результаты этапов.

–      Моделирование. На этом этапе студенты выбирают наиболее подходящее, на их взгляд, прикладное или инструментальное программное средство, с использованием которого можно разработать запланированный ими ЭОР, создают сценарий ЭОР. Также студенты на данном этапе обращаются к различным источникам учебной информации, отбирают, систематизируют, обрабатывают информацию из найденного материала для включения в содержание ЭОР.

–      Реализация. Непосредственная разработка ЭОР с помощью выбранного программного средства, компьютерная обработка и внедрение отобранного содержания на основе разработанного сценария взаимодействия. На данном этапе студенты оформляют ЭОР, тестируют его. Разрабатывают методику применения ЭОР в образовательном процессе.

–      Анализ выполненного проекта. На этом этапе студенты анализируют полученный результат, вносят последние коррективы.

–      Защита проекта. На этом этапе студенты обмениваются разработанными ЭОР, обсуждают и оценивают их.

На всех этапах работы студентов над проектом необходимо осуществлять педагогическое руководство, цель которого помочь, проконсультировать, мотивировать студента, направить его деятельность в нужное русло. При этом у студента формируются навыки анализа собственной деятельности, выявления причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

На разных этапах работы над проектом можно использовать следующие формы организации подготовки студентов: самостоятельная работа, практическое занятие, лабораторная работа.

Для этапа постановки учебных целей и задач, которые учитель хочет достигнуть с привлечением созданного ЭОР, целесообразна самостоятельная работа студентов. На данном этапе разработки преподавателю предлагается использовать демонстрационный пример того, что студенты могут разработать на практике, в частности, демонстрация различных типов ЭОР. Выбор типа ЭОР, который студент будет создавать должен быть обусловлен не только его личными интересами, предпочтениями к тому или иному разделу дисциплины, но и выявленными в результате анализа программы обучения, учебника, учебных  пособий так называемыми их «пробелами».В ходе самостоятельной работы с учебным материалом студенты изучают, анализируют существующие подходы к изложению той или иной темы дисциплины, принимают решение о выборе типа разрабатываемого ЭОР, ставят учебные цели и задачи. Так, «выбор разработки ЭОР, например, по иностранному языку, направленного на изучения нового лексического материала, может быть следствием отсутствия, на взгляд будущего учителя иностранного языка, достаточного количества графических изображений, отображающих семантику новых лексических единиц, в учебнике, определенном программой курса, или недостаточным количеством упражнений, направленных на отработку правильного звучания нового слова и т. д.» [2].

Основными формами организации учебного процесса на этапе отбора содержания для включения в ЭОР, отбора программных средств и непосредственной разработки ЭОР является лабораторный практикум. На лабораторном занятии студенты:

–    осуществляют подбор и обработку различных видов информации – содержания ЭОР. Для этого им необходимо проанализировать различные типы ЭОР, тексты, звуковую, видео информацию и пр., отобрать данный материал для включения в ЭОР. Для успешного поиска необходимого материала студентам предлагается ознакомиться с возможностями основных как российских, так и зарубежных поисковых машин сети Интернет. Найденный материал студентам необходимо обрабатывать, адаптировать, например, за счет его сокращения, корректировки и т. п.;

–   выбирают программное средство разработки ЭОР;

–   разрабатывают ЭОР;

–   тестируют ЭОР, устраняют ошибки его работы в случае обнаружения и пр.

Основным методом контроля знаний, умений и навыков студентов к разработке ЭОР является оценка созданного студентами в ходе работы над проектом электронного образовательного ресурса.

Экспертно-аналитическая оценка качества разработанного ЭОР включает в себя анализ процесса и результатов выполнения проекта: оценка качества разработанного ЭОР с учетом психолого-педагогических, технико-технологических и эргономических требований, а также анализ методической разработки, отражающей возможности использования результатов проектирования.

Таким образом, использование такого «активного» метода преподавания как метод проектов обеспечивает более активную учебную деятельность участников образовательного процесса, мотивирует их к процессу получения профессиональных знаний и применения полученных знаний на практике.

 

Список литературы

1.      Данилова, О.В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов :дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / О. В. Данилова. – Чебоксары, 2010. – 180 с.

2.      Агальцова,  Д.В.  Разработка  и  использование  авторских  приложений,  реализующих  возможности информационных технологий (на примере подготовки будущих учителей английского языка):дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Д.В. Агальцова. – М., 2007. – 141 с.