Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «БИОТЕХНОЛОГИЯ»

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

После обретения независимости Казахстан осуществил наиболее радикальные среди стран СНГ реформы высшего образования для интеграции в европейское образовательное пространство. В структуре высшего образования Казахстана сегодня преобладают частные вузы (96 из 149 или 62% т общей численности высших учебных заведений). Однако ведущие, наиболее крупные вузы остаются в государственной собственности. В силу этого больше половины всего выпуска специалистов продолжают обеспечивать государственные вузы. Существенный рост вузов и беспрецедентный рост числа студентов повлек за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия в виде снижения качества образования [1].

Модель профессионального образования, направленная на адаптацию к рыночным условиям, нацелена на конечный результат – трудоустройство и социальную защищенность выпускников. Обеспеченность работой - показатель конкурентоспособности образовательного учреждения.

Высокий общественный спрос на образование в Казахстане позволяет многим учебным заведениям придерживаться старой стратегии и, несмотря на изменения в экономике и обществе, при определении результатов обучения по-прежнему ориентироваться на спрос населения, а не на требования работодателей. Выпускники таких учебных заведений часто оказываются невостребованными на рынке труда.

Прежде качество образования интересовало работодателей только как конечный результат обучения, как уровень подготовки работников и, потому, они не стремились глубоко вникать в работу учебных заведений.

Главная претензия работодателей к вузам - оторванность знаний, получаемых выпускниками, от практики, проявляющаяся в неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности трудовым будням, к нормам поведения в трудовом коллективе. Проблема качественной подготовки специалистов обусловлена недостаточной эффективностью взаимодействия вуза с работодателями. Выход из такой ситуации большинство работодателей видят в увеличении сроков и углублении содержания учебных и производственных практик, привлечении опытных специалистов-практиков к ведению занятий, усилении контроля за качеством образования, адаптации преподаваемых дисциплин к реальной жизни [3].

До недавнего времени участие работодателей и специалистов-практиков в оценке фактических результатов обучения ограничивалось  участием в проведении государственного экзамена  по направлению подготовки и защите выпускных квалификационных работ.

Построение практико-ориентированного учебного плана позволит: сократить сроки адаптации выпускников на производстве; проводить обучение студентов на реально действующем производстве (компаниях) на современном оборудовании; организовать эффективное сотрудничество вуза и работодателя для вуза (организация практики) и предприятия (формирование кадрового резерва); изменить инженерные образовательные программы под конкретные производственные задачи.

В 2011 году на базе кафедры биотехнологии, биохимии, физиологии растений и кафедры микробиологии факультета биологии и биотехнологии КазНУ им. аль-Фараби была создана кафедра биотехнологии.

Кафедра биотехнологии стала первой и пока единственной в Казахстане кафедрой, на которой успешно развиваются исследования, и ведется подготовка специалистов в области биохимии, микробиологии и биотехнологии микроорганизмов, растений и животных, экологической биотехнологии, биоинформатики и моделирования экосистем. В рамках специальности "Биотехнология" на кафедре ведѐтся подготовка бакалавров, магистров и докторантов по ряду специализаций, в числе которых, «Клеточная и молекулярная биотехнология», «Биотехнология микроорганизмов», «Медицинская биотехнология», «Пищевая биотехнология», «Экологическая биотехнология».

С работодателями заключаются Соглашения и Договора о сотрудничестве, обсуждаются требования, обязательные при реализации основных профессиональных образовательных программ.

На кафедре биотехнологии КазНУ им. аль- Фараби имеются договора о взаимном научно-учебном сотрудничестве b прохождения практики студентов на базе работодателей с:

1.   РГП Институт Биологии и Биотехнологии Растений КН МОН РК, 2011-2015 гг.

2.   РГП Институт Микробиологии и Вирусологии КН МОН РК, 2010-2017 гг.

3.   РГП Институт ботаники и фитоинтродукции КН МОН РК, 2011-2016 гг. 4. НПЦ "Антиген", 2011-2015 гг.

5.   Южно-Казахстанский Гос. Университет, 2011-2015 гг.

6.   РГП «Национальный центр биотехнологии Республики Казахстан» КН МОН РК, 2009-2015 гг.

7.   Республиканский Центр по профилактике и борьбе со СПИД, 2011-2016 гг.

8.   ТОО «Фуд Мастер», 2009-2017 гг.

9.   ТОО «ХимпромСервис» (г. Актобе).

При заключении договоров обсуждается совместная деятельность по организации процесса производственного обучения и производственной практики на основе учебных планов и учебных программ по специальностям и уровням подготовки. Особое внимание уделяется реализации общих и профессиональных компетенций в период производственной практики.

Совместно с работодателями обсуждаются конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник и определяется содержание производственных практик по уровням подготовкам и специальностям кафедры «Биотехнологии».

Социальный диалог и развиваемые на его основе партнерские связи вузов и работодателей являются действенным средством повышения качества высшего профессионального образования, создания дополнительных условий для формирования профессиональных компетенций, расширения и углубления практических знаний студентов, однако, наибольшую пользу для субъектов партнерства они могут дать, когда к кооперационным процессам присоединяются интеграционные. Ярким проявлением такой динамики в КазНУ является сотрудничество выпускающей кафедры биотехнологии с ТОО «ХимпромСервис» (г.Актобе), одним из предприятий по утилизации нефтещлама.

С 2011 г. на базе ТОО «ХимпромСервис» реализуется совместный проект «Cоздание новых биопрепаратов для нивелирования действия нефтедобычи на окружающую среду (на примере полигона-накопителя месторождения «Жанажол» Актюбинской области)». С 2013 г. 4 дипломные работы, 1 магистрская диссертация успешно выполнены по заказу данного предприятия. В настоящее время 2 выпускные работы выполняются по данному проекту. Студенты и магистранты по итогам научно-исследовательской работы успешно выступают на различных конкурсах и конференциях: Баимбетова Б. номинация «Лучший доклад» Международная конференция «Мир науки», 2014 г.; Уразбекова Г. – «Лучший доклад» на 19 республиканской студенческой конференции; Жаббасова Г. и Мустапаева Ж. – 1 место в Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов высших учебных заведений РК. После успешной защиты магистрской диссертации по теме «Конструирование активных углеводородокисляющих ассоциаций на основе микроорганизмов, выделенных из отходов нефтедобычи» Баимбетова Б. была принята на работу в качестве микробиолога-биотехнолога на предприятие, занимающееся экологической деятельностью в сфере нефтедобывающей промышленности (ТОО «Энертек»).

Таким образом, эффективность взаимодействия вузов и работодателей в интересах повышения качества подготовки профессиональных кадров значительно возрастает, если высшим учебным заведениям удается осуществить перевод своих стратегических партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и пассивных потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.



Список литературы

1.      Высшее образование Казахстана (по данным  АО «Рейтинговое агентство Регионального финансового центра города Алматы»). URL: http://www.rfcaratings.kz/reports/Education.pdf (дата обращения 16.03.2015).

2.      Костыгина В. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-строителей в процессе учебно-производственных практик: Автореф. дис. канд. пед. н. - Пенза, 2010. - 27 с.

3.      О трудоустройстве выпускников ВУЗов Казахстана (по данным молодежного образовательного портала). URL:     http://www.ya-student.kz/work_practice_internships/advice_on_employment_for_graduates/4062/ (дата обращения 01.01.2015).