Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Сравнительно новой формой в образовательном процессе является практико-ориентированное обучение (ПОО) студентов.

Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.

Под организацией практико-ориентированного обучения студентов строительной специальности нужно понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:

1)            деятельностная подача содержания обучения, в рамках теоретического обучения (студент+преподаватель);

2)      систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта теоретических знаний в области совершенствования процесса строительства (студент+преподаватель);

3)     осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения в вузе с целенаправленными навыками практической деятельности, полученной в период практико- ориентированного обучения на предприятии (студент+преподаватель+производство);

В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Аналогичная процедура моделирования в сфере инженерно-строительного образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.

В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель строительного образования должна решать задачу подготовки инженеров производственников и инженеров-конструкторов, а академически-ориентированная –   научных работников.

Кроме различия по цели, базовые модели имеют следующие отличия, которые мы свели в сравнительную Табл.1.

Анализируя данные Табл.1 в разрезе практико-ориентированного обучения следует отметить, что основная

идея обновления высшей школы состоит в том, что образование приобретает профессионально-ориентированное содержание. Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию студентов с учетом реальных потребностей рынка.

Таблица 1

 

 

Критерии разграничения

Практико-ориентированное

Академически-

ориентированное  

строительное образование

строительное образование

1.     Основной подход, используемый

в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования

Деятельностно-

компетентностный

Информационно-

 

аналитический

2.     Основные                      личностные

образования,    формируемые     в процессе обучения

Практические умения и навыки

Знания     и      аналитические

 

умения и навыки

3.     Основные формы учебных

занятий и методические приемы

Практические занятия,

лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение

Лекционно-семинарская

система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии

3.     Основной         тип         педагогов,

задействованных      в       учебном процессе

Практические занятия,

лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение

Лекционно-семинарская

система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии

 

4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе

 

Специалисты-практики, хорошо знающие технологические процессы, базовые кафедры

 

Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере строительства, обладающие учеными степенями и званиями

 

5. Основная мыслительная операция, развиваемая в процессе учебы

 

Синтез

 

Анализ

 

6. Основной характер осваиваемых знаний

 

Технологические, производственные, проектно- конструкторские и нормативные знания

 

Теоретические знания в области современных компьютерных и нанотехнологий

 

7. Основная форма промежуточной аттестации

 

Зачет, зачет с оценкой, квалификационная пробная работа, тестирование

 

Теоретический экзамен, кандидатский экзамен, защита диссертаций

 

8. Форма итоговой аттестации

 

Защита курсовых проектов

 

Теоретический комплексный экзамен и защита магистерской диссертации

 

9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель

 

Специализированные и отраслевые вузы

 

Специализированные и отраслевые вузы

 

Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных и экономических проблем.

Как традиционные технологии учебной деятельности, так и инновационные, должны по возможности использовать современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности обучаемых.

Задача вузовской среды должна заключаться, прежде всего, в оказании помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому необходимо предоставить определенные возможности для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов. Необходима система знаний, способствующая развитию интереса к поиску того индивидуального, что впоследствии сформирует высококлассного компетентного специалиста, способного решать любые задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий). В ходе профессионально-ориентированной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно- технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и практико-ориентированного обучения. С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта профессиональной деятельности вузы стали перестраивать свою работу по принципу «Утром – практика, вечером – теория».

В Чебоксарском политехническом институте (филиала) МГМУ успешно реализуется технология практико- ориентированного обучения на основе договоров с предприятиями города. Программа практико- ориентированного обучения внедрена с 2005 года. На реализацию практико-ориентированного обучения дается возможность один день в неделю или одну неделю в месяц работать на предприятиях города Чебоксары, где старшекурсники приобретают опыт профессиональной деятельности, а затем на занятиях в родном вузе практику обогащают теорией.

Институт имеет договоры о сотрудничестве со многими ведущими предприятиями, организациями и учебными заведениями Чувашской республики: ОАО «Стройтрест №2», ОАО «Чебоксарская керамика», ОАО«Железобетон»,  ООО   «Строительная фирма «Комплекс»,  ОАО «Промстройпроект»,  ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпроект», ЗАО «Волгастроймонтаж», ООО «Индустриально-строительный комплекс»,  ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства  и  городского  хозяйства»,     ГУП «Чувашгражданпроект» и др. Тесное сотрудничество с предприятиями позволило повысить эффективность прохождения студентами производственной практики и организовывать практико-ориентированное обучение.

 

Список литературы

1.      Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат. К четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г. – М., 2004. – 45 с.