Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТАМОЖЕНОГО ДЕЛА В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Благовещенск
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Следствием глобальных изменений в области образования является смена образовательных парадигм с информационно-предметных, «знаниевых» на личностно-ориентированные, творческо-развивающие. Главным недостатком существующей традиционной «знаниевой» парадигмы отечественного образования признается неспособность студентов использовать полученные знания в реальных практических и жизненных ситуациях. Как отмечает А. А. Вербицкий, в традиционном обучении социально-нравственное содержание жизни и деятельности людей передается студенту в форме информации, абстрактной знаковой системы, которое оказывается «знаемым» студентом, а не прожитым еще в аудитории, поэтому не «пропущенная через собственные переживания и поступки» студента информация не может стать его «живым знанием, отношением, нравственной нормой, воспитанностью» [1, с. 31]. В результате, студенты на достаточно высоком уровне овладевают набором теоретических знаний, но испытывают трудности в требующей применения этих знаний для решения конкретных профессиональных задач практической деятельности, что, в свою очередь, сказывается на формировании у обучаемых такого качества, как профессиональный универсализм [4].

Фундаментальной основой новой парадигмы, базирующейся на способностях специалиста высшего звена к практическим профессиональным действиям, и имеющего активную профессиональную и жизненную позицию профессионала, выступает компетентностный подход. В отечественной психолого-педагогической науке термин «компетентностный подход», определяется как практикоориентированный, с акцентом на операциональную, навыковую сторону результата [2, с. 36], а компетентностная парадигма как формирующая способности индивида самостоятельно отбирать и пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни [3].

Таким образом, компетентностный подход  определяет новые ориентиры в содержании и результатах образования. В образовательном процессе вуза первоочередной задачей становится не формирование определенных знаний, умений и навыков, а интеграция знаний и практики как основы способности будущего специалиста таможенного дела использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач.

Требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования в виде компетенций.

Для каждого направления подготовки в вузе Федеральными государственными образовательными стандартами определен свой набор компетенций. Так для специалистов, обучающихся по направлению подготовки «Таможенное дело», на нормативном уровне высшего профессионального образования установлены общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции образуют основу для обеспечения качества подготовки специалистов и их успешной реализации в разных сферах деятельности, в том числе и в несвязанных с полученной в вузе квалификацией (степенью). Профессиональные компетенции отражают специфические для данной профессиональной области способности, знания и навыки, которые в дальнейшем дают возможность выпускнику самостоятельно анализировать и успешно решать профессиональные задачи и проблемные ситуации.

Компетентный специалист таможенного дела должен обладать как общекультурными, так и профессиональными компетенциями выбранного им направления подготовки для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка компетентного специалиста таможенного дела невозможна без тесной взаимосвязи теории и практики. Одним из наиболее результативных способов, обеспечивающих качественную подготовку специалистов направления подготовки «Таможенное дело», способных использовать приобретенные в ходе обучения знания и опыт при решении профессиональных задач, является производственная (таможенная) практика. Производственная практика позволяет применить теоретические знания, полученные в рамках изучения теоретических дисциплин до начала практической подготовки, а также приобрести практический опыт будущей профессиональной деятельности.

Производственная практика является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалиста таможенного дела к внешнеэкономической деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт  высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) по  направлению подготовки 036401 «Таможенное дело» предусматривает прохождение будущими специалистами таможенного дела учебной и производственной практики. На учебный цикл основной образовательной программы подготовки специалиста таможенного дела «Учебная и производственная практика, научно-исследовательская работа» отводится 18-20 зачетных единиц. Данный цикл направлен на формирование как общекультурных (ОК-6: способность применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности и др.), так и профессиональных  (ПК-1: способность самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и др.) компетенций [5].

Производственную практику специалисты таможенного дела проходят в таможенных органах или около таможенных структурах. В процессе проведения таможенной практики студент изучает направления деятельности функциональных отделов экономического блока таможенного органа, либо деятельность участников внешнеэкономической деятельности. Студенты могут проходить практику в отделении валютного контроля; отделе таможенных процедур и таможенного контроля; отделе контроля таможенной стоимости и др. В ходе производственной практики будущие специалисты таможенного дела знакомятся с организацией таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, анализируют экономическую деятельность таможенного органа, таможенную статистику, выполняют функциональные обязанности инспектора одного их отделов таможенного органа.

Таким образом, практическая подготовка будущих специалистов таможенного дела в ВУЗе обеспечивает связь между научно-теоретической и практической подготовкой, способствует приобретению опыта будущей профессиональной деятельности и определенных навыков проведения таможенных процедур.

 

Список литературы

1.     Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста. 2004. 84 с.

2.     Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3.     Локалова Н.П. Психологическая основа компетентностного подхода как новой парадигмы современного школьного образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074–5885 / 2010, № 4. URL: psyjournals.rufiles/33671/psyedu_ru_2010_4_ (дата обращения: 12.03.2015).

4.     Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования // Известия РГПУ им.А.И. Герцена. 2009. № 94. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-kak-osnova-novoy- paradigmy-obrazovaniya (дата обращения: 12.03.2015).

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 036401 «Таможенное дело» квалификация (степень) «специалист» Текст.: ФГОС- ОЗ -2010. № 1117 от 8 ноября 2010г.