Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, реализация кредитной технологии обучения актуализируют проблемы управления процессом успешной адаптации студентов – первокурсников к вузовскому обучению. Следует подчеркнуть, что начальный этап обучения для каждого студента представляется достаточно сложным жизненным периодом. Это и вхождение в новый коллектив, и новая организация учебного процесса, и новый уровень требований к профессиональной подготовке. Следовательно, без эффективного управления процессом адаптации достижение устойчивого равновесия на эмоциональном, информационно-познавательном, коммуникативном и поведенческом уровнях в короткие сроки весьма проблематично.

Моделирование управления процессом адаптации позволит представить данный процесс комплексно, определить цели и основные направления успешной адаптации студентов, выявить возможные трудности и пути их преодоления. Нами была сконструирована модель управления процессом адаптации студентов- первокурсников в единстве цели, методологических подходов, субъектов управления, органов управления и их функций, основных направлений успешной адаптации, её этапов и результата.

Главной  целью  смоделированного  процесса  является  достижение  эффективной  адаптации студентов-первокурсников к обучению в университете. Методологической основой модели является ряд принципов (целостности, непрерывности, гибкости, систематизации) и подходов (системный, личностно- ориентированный и компетентностный).

К традиционным функциональным обязанностям органов управления в вузе различных уровней (деканат, кафедра, комитет по делам молодежи (КДМ) мы предложили на период эксперимента добавить ещё ряд, специально ориентированных на помощь студентам в период адаптации.

Так на уровне деканата это организация и проведение «Недели знакомства с особенностями вузовского обучения в условиях кредитной технологии» (составление программы адаптационной недели, определение направлений и ответственных), проведение диагностики социально-психологической адаптированности первокурсников к обучению, оказание адресной помощи каждому студенту.

На уровне кафедры это – на основе анализа данных диагностики реализация технологии формирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) (совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на создание и реализацию в учебном процессе индивидуальных маршрутов академической деятельности, позволяющих отслеживать личностные и профессиональные достижения студентов в процессе освоения ими образовательной программы. Технология, разработанная Сагимбаевой Г.С.[1], описывает взаимодействие между различными субъектами образовательного  процесса вуза,  изменение роли преподавателя, новые функции эдвайзера, офис-регистратора, их роли в процессе профессионального становления будущего специалиста. Хотим подчеркнуть, что данная технология предусматривает активную деятельность, как эдвайзера, так и самого студента в процессе разработки и реализации ИОМ).

На уровне КДМ это проведение деловых и ролевых игр: «Тайм-менеджмент для студента», «Семь основных причин заниматься наукой в университете»; дискуссий: «Я и моя будущая карьера», «Как органично влиться в студенческую среду», «Нужна ли мне лично общественная активность»; обучающих семинаров: «Твоя траектория обучения», «Развиваем лидерские качества»; конкурсов: «Таланты первокурсников», «Спортивная осень», «Мисс и Мистер ВКГУ», и др. Реализуя эти и другие проекты, КДМ преследует цель интеграции студентов в общественную деятельность, развития чувства патриотизма и социальной ответственности, пропаганды здорового образа жизни, что, в свою очередь, способствует успешной социально-психологической адаптации студента.

В качестве основных функций управления процессом адаптации студентов-первокурсников мы выделяем в своей модели: анализ, планирование, организацию и контроль.

Функция анализа направлена на изучение имеющихся и определение потенциальных трудностей, которые могут возникнуть у студентов-первокурсников в процессе первого периода обучения в университете. Психологическая служба факультета, совет кураторов и эдвайзеров собирают информацию о том, какие именно трудности возникают в процессе обучения и социализации студентов-первокурсников, определяют их причины, намечают пути и средства преодоления, ведут поиск внесения возможных изменений в те или иные элементы организации.

Для того, чтобы процесс адаптации студентов-первокурсников прошел благоприятно, руководству кафедры и преподавателям необходимо спланировать и организовать комплекс мероприятий, направленных на ознакомление студентов с различными аспектами образовательного процесса, знакомство с кредитной технологией обучения, общежитиями, библиотекой, Интернет-ресурсами университета (образовательный портал, сайт университета), досуговыми площадками, учебно-методическими документами, сотрудниками университета, однокурсниками, правилами внутреннего распорядка и др. Для этого необходимо первоначальное знакомство студентов-первокурсников с порядком и системой обучения в университете (адаптационная неделя), социально-психологическая поддержка студентов на всех этапах обучения, формирование положительного отношения к обучению и саморазвитию (социально-психологическая адаптация), обучение приемам и методам самостоятельной учебной работы, занимающей в кредитной технологии две трети времени, отведенного на обучение, совместной деятельности студентов с преподавателями, освоение научных дисциплин (дидактическая адаптация), профориентация, организация встреч с руководством университета для обсуждения возникающих вопросов («Час ректора»), формирование профессиональных компетентностей и положительного отношения к профессиональному выбору, к научной и общественной жизни университета (профессиональная адаптация) и т.д.

Этапами адаптации, выделенными в нашей модели являются: подготовительный, социально- психологический, профессиональный.

Содержание подготовительного этапа было раскрыто выше при описании функций управления, в результате его успешного прохождения студенты приобретают первоначальные знания, умения и навыки, необходимые для адаптации в образовательной среде вуза.

Социально-психологический этап адаптации предполагает процесс сближения внутреннего мира личности с социальными и социально-психологическими требованиями среды, условиями и содержанием общественной жизни вуза для исполнения соответствующих социальных ролей и функций. Это гармони- зация внутренних и внешних условий жизни и деятельности студента-первокурсника и образовательной среды вуза, развитие ответственности самостоятельности, мобильности, самоорганизации, самодисциплины, общественной активности и т.д.

Профессиональный этап адаптации заключается в осознании специфики будущей профессиональной деятельности, формировании индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на специализацию в подготовке к ней и т.д.

Равноправными субъектами в нашей модели являются преподаватели, сотрудники вуза, студенты-первокурсники.

Адаптивность как результат успешной адаптации характеризуется высоким уровнем мотивации субъекта к овладению образовательными и профессиональными компетенциями, устойчивым положительным отношением к задачам вузовского обучения, традициям учебного заведения, заинтересованностью в саморазвитии, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту, состоянием устойчивого психологического комфорта.

Для реализации процесса эффективной адаптации нами разработан спецкурс «Успешная адаптация», который включает в себя комплекс 18 тем, тренингов, практических задач для ознакомления с различными аспектами вузовского образовательного процесса. Спецкурс был разработан на основе полученных при опросе данных и учитывает трудности, возникшие у студентов-первокурсников в процессе адаптации к обучению. Приведем в качестве примера некоторые лекционные темы: Порядок и правила университета, обязанности студентов; Интеграция в Болонский процесс: новые возможности и проблемы; Кредитная технология обучения: преимущества и недостатки; Международная и научно-исследовательская деятельность университета: какие возможности предоставляются для студентов; Психолого-педагогическая поддержка студентов в ВУЗе и др. На практические занятия были вынесены следующие вопросы: Работа с библиотечной системой (Ирбис), поиск литературы; Работа с Интернет-ресурсами университета; Обучение за рубежом: как выбрать вуз и подать документы; Правила написания научных статей; Как включиться в спортивную и общественную жизнь университета; Что такое академическая мобильность; Как эффективно организовать самостоятельную работу и др.

Модель была апробирована и экспериментально внедрена на базе Восточно-Казахстанского государственного университета (г. Усть-Каменогорск, Казахстан), в ходе чего выявлена позитивная динамика эффективности процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе.

Список литературы

 

1.   Сагимбаева Г.С. Формирование индивидуального образовательного маршрута в условиях кредитной технологии обучения. Сб.мат-лов межд.науч.-прак.конф. «Теория целостного педагогического процесса –основа профессиональной подготовки будущего учителя» (28-29 марта 2014 г.)- Алматы:Изд.КазНПУ им.Абая.-С.190-192