Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В СЕТЕВОМ ФОРМАТЕ УНИВЕРСИТЕТА ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Развитие информатизации образования в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), поиск новых форм взаимодействия между странами-участницами обосновали актуальность создания информационно-образовательной среды, которая нуждается не только в концептуально-содержательном, но и информационно-методическом сопровождении. Этим приоритетным направлением информатизации образования озадачены большинство вузов-партнеров Университета Шанхайской организации сотрудничества, начиная с Российского университета дружбы народов (Москва), Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Астана), Башкирского  государственного  педагогического университета  им.  М.  Акмуллы  (Уфа)  и другие [2].

В этом контексте мы берем за основу принципы, провозглашенные УШОС в 2011 году, которые, с нашей точки зрения, адекватно отражают особенности и специфику евразийского пространства. Наиболее значимыми из них являются: расширение обмена обучающимися и научно-педагогическими кадрами, расширение научно- академического сотрудничества, внедрение современных образовательных методик и технологий, создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами- членами Шанхайской организации сотрудничества и мировым образовательным сообществом [4].

Мы согласны с большинством ученых и педагогов в области информатизации в том, что в первую очередь в образовательный процесс должны внедряться технологии дистанционного обучения. Здесь наибольшую эффективность, с нашей точки зрения, приобретает принцип сетевого взаимодействия между вузами-партнерами, который требует активизации не только научного, кадрового и организационно-управленческого ресурсов, но и высокого информационно-технического потенциала.

Нами проведен анализ информационных систем и программ, наиболее распространенных в вузах- партнерах, придерживающихся принципов сетевого взаимодействия в контексте непрерывного образования (lifelongleаrning). Наиболее распространенной автоматизированной информационной системой является Platonus, используемая в образовательном процессе Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева и комплексно решающая задачи его информационно-методического сопровождения. Система имеет централизованную базу данных, в которой отражаются все реальные события и процессы ВУЗа. Для каждого студента и сотрудника предусмотрен, так называемый, личный кабинет (персональная web-страничка), позволяющий автоматизировать сотрудникам ВУЗа свои основные задачи, студентам видеть необходимую информацию, а дистанционно обучающимся студентам моментально получать доступ к кейсам и контролю знаний, непосредственно в реальном времени общаться с преподавателем посредством глобальной сети Интернет или внутренней сети ВУЗа.

Проанализировав возможности данной информационной системы, мы особо подчеркиваем такие преимущества, как:

– гибрид/симбиоз/взаимосвязь кейсовой и сетевой технологии обучения;

– индивидуальные учебные календари;

– система сообщений и назначений заданий, позволяющая вести внутреннюю переписку и осуществлять контроль выполнения заданий;

– виртуальные аудитории, включающие просмотр и доступ к УМК (кейсам, лекционным материалам по данному предмету), прохождение тестирования и многое другое;

– мощная система тестирования;

– графическая доска;

– общевузовский форум;

– общевузовский чат;

– общевузовская электронная библиотека [1].

Дальнейший анализ обучающих систем в вузах-партнерах УШОС позволяет выделить позитивный опыт использования  системы  управления  электронным  обучением  Moodle  в  Башкирском  государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. Данная система дистанционного обучения в течение последних лет становится все более популярной и распространяемой системой. Система Moodle – среда дистанционного обучения, предназначенная для создания дистанционных курсов. Этот программный продукт используется университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями.

Анализ практики использования Moodle позволил выделить следующие преимущества:

– организация обучения в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач;

– широкие возможности для коммуникации: обмен файлами разных форматов, форум, чат, рецензирование работ обучающихся;

– возможность использования бальной и словесной системы оценивания.

Однако, мы вынуждены согласиться с тем, что из-за широких функциональных возможностей, далеко не каждый человек с легкостью разберѐтся в системе. Это и является сложностью использования интерфейса системы. Для решения этой проблемы необходим более высокий уровень информационной грамотности пользователей в области использования данной системы.

Вместе с тем, опыт реализации электронных программ показывает, что именно Moodle приобретает более динамичное поступательное развитие как в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева, так и Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы.

В системе дистанционного обучения сотрудничество для развития Университета ШОС проводятся на трех главных уровнях:

1.      Межправительственный

2.      Межведомственный

3.      Межвузовский

Исходя из системного видения, в межвузовском формате Университет ШОС становится эффективным инструментом развития образовательного сотрудничества на пространстве ШОС и превращается из проекта в один из самых влиятельных и перспективно развивающихся образовательных соглашений.

Международное сотрудничество в рамках реализации программ УШОС способствует интеграции лучших методических, кадровых, лабораторных и иных ресурсов, позволяет обмениваться опытом, знаниями с целью обеспечения высокого качества реализации совместных образовательных программ, возможности построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интегрированным  учебным планом, предоставляет возможность обучающимся формирования уникальных компетенций за счет получения дополнительных знаний, умений и навыков, более рационально использовать финансовые средства [3].

Таким образом, использование вышеперечисленных информационно-образовательных систем удовлетворяет образовательным потребностям обучающихся, учебных заведений и информационно- образовательных ресурсов по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования и информационно-образовательных ресурсов, независимо от места нахождения как обучающихся, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий.

 

Список литературы

1.      Дистанционные образовательные технологии в академии «Кокше» http://www.kokshe.nurmoldin.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2&Itemid=4&lang=ru

2.      Договор о культурном и научном сотрудничестве между Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева и Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы

3.      Исламова З.И. Интернационализация высшего образования в контексте Университета ШОС по направлению «Педагогика» / З.И. Исламова, Л.Р. Саитова, Г.Е. Семенова, Р.Р. Ихсанова – Педагогика №8, 2014 – 68-77 с.

4.      Хартия Университета Шанхайской организации сотрудничества.