Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФЕНОМЕНУ ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
05 февраля 2016г.
В современных условиях развития социально-экономических отношений в российском обществе значительно повышается роль неформальных рычагов воздействия на межличностные взаимоотношения в различных коллективах. В связи с этим изучение феномена лидерства приобретает особую актуальность в различных сферах гражданского общества.

Как известно, влияние в группе имеет тенденцию сосредотачиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяется равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде. Ю.Н. Емельянов отмечает, что история концентрации лидерства в каждой группе протекает по-разному. Исследователи намечают здесь лишь некоторые отправные точки и основные события роста и функционирования группы, а также те значимые характеристики ее членов, которые способствуют концентрации лидерства и обусловливают отличительные черты этого процесса. Сегодня в наиболее обобщенном виде лидерство рассматривается как сложное, многоплановое явление, которое определяется как «феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления (мнения, оценки, отношения) и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [31, с. 690]. Исходя из такого определения понятия лидерства, были сформулированы присущие лидеру функции: -«организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах; -выработка и поддержание групповых норм и правил поведения в группе; -внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; -принятие ответственности за групповые результаты; -установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе» [31, с. 690]. К основным признакам лидерства авторы «Психологии ХХI века» отнесли: -«высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач; -большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом; -в значительной степени выраженная способность воздействовать на других людей; -большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе; -более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы» [31, с. 690]. Лидерство определяется взаимодействием следующих наиболее важных переменных: -«психологические характеристики личности самого лидера; -социально-психологические характеристики членов малой группы; -особенности ситуации, в которой находится группа; -характер решаемых задач» [31, с. 690]. Феномен лидерства в малой группе А.Л.Журавлев рассматривает как «феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение в целом группы или отдельных ее членов» [36, с. 216]. Основу лидерства составляют личностные качества лидера и социально-психологические отношения, которые складываются в группе [36, с. 216]. Позже А.Л. Журавлев расширил содержание этого понятия, определяя лидерство как «руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией» [13, с. 216]. М.Р. Битянова, проанализировав лидерство как феномен психологической власти в группе, предложила свой подход к пониманию факторов его возникновения и развития. По ее мнению, член группы становится лидером, если его личностные качества и поведение соответствует следующим требованиям: -потенциальный лидер должен быть носителем и активным проводником в жизнь целей и ценностей, которые предпочитаются группой членства; -ценностные установки и целевые ориентиры потенциального лидера, реализуемые им в поведении должны быть референтными для большинства членов группы; -поведение потенциального лидера в значимых групповых ситуациях служит основой для влияния на группу членства, а его оценочные суждения являются ориентиром для построения самооценки других членов группы [7]. И.Д. Ладанов, считает, лидер оказывает влияние на последователей с помощью авторитета (члены группы признают преимущество лидера перед другими в силу его положения, опыта, мастерства, образования и т.д.) и харизматических свойств личности (человечность, обходительность, нравственность) [15]. Автор разделяет лидеров на формальных (они получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции) и неформальных лидеров (они ими становятся по признанию окружающих) [15]. И.А. Панарин, исследуя психологию лидеров молодежных движений, выделял такое их личностное качество, как социальная ответственность. Автор установил, что именно социальная ответственность детерминирует деятельность лидеров просоциальных молодежных движений, являясь при этом важнейшим социально желательным качеством лидера в условиях социально ориентированного государства [30]. По его мнению, социальная ответственность лидеров молодежных движений определяет стратегию и тактику развития движения, ситуации принятия решения, создания различных социальных проектов [30]. По этому качеству молодежные лидеры значимо отличаются от лиц с низкой социальной активностью [30].

Социальную ответственность у лидеров молодежных движений можно успешно формировать, если для этого присутствуют следующие предпосылки: -наличие у лидера общественно одобряемых представлений о социальной ответственности политических и общественных сил; -сформированность у лидера таких качеств личности, как направленность, система ценностей, интернальность, социальная зрелость, социальная активность, мотивация достижения [30]. А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, С.В. Сарычев установили, что в ситуации, когда совместная деятельность осуществляется в экстремальных условиях, происходит актуализация специфических особенностей лидерства таких, как экономность и скорость проявления феномена, выделение тактического и стратегического лидерства, а также их оптимальное сочетание [38]. Проблема лидерства исследовалась также С.В. Сарычевым в рамках изучения им социально-психологических факторов надѐжности малых групп в различных социальных условиях [32; 33; 34]. С.В. Сарычев установил, что именно лидерство в малой группе в напряженных ситуациях совместной деятельности выступает, с одной стороны как социально-психологический механизм надѐжности группы, а с другой – как социально-психологический механизм формирования надѐжности молодѐжных групп [32]. С.В. Сарычев вводит понятие «ярко выраженное лидерство», понимая под ним «наличие в группе стратегических и тактических лидеров, сочетание лидерских и сублидерских функций у многих членов группы, совместимость лидеров» [31, 32]. Другим введенным им понятием является «резерв лидеров». Его образуют «лица, имеющие высокий уровень притязаний на лидерство и готовности включиться в организацию в рамках тех свойств группы, которые они желают актуализировать в предстоящей деятельности» [32, 33]. Проблема молодежного лидерства является основной в исследовании Г.Ш. Тажутдиновой, которая изучала взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка [37]. Она выявила наличие взаимосвязи между лидерством и направленностью личности подростка, которая проявляется в том, что лидер оказывает влияние на последователей благодарянормами и ценностями в структуре направленности его личности, а группа, в свою очередь, воздействует на лидера через систему норма и ценностей, сформировавшихся в ней [37]. Исследуя лидерство в образовательных учреждениях разного типа (традиционных и инновационных), Г.Ш. Тажутдинова установила, что в структуре личности лидеров из обычных общеобразовательных школ наблюдается тенденция к коллективистической направленности в то время как в инновационных (школа-гимназия) – либо к личной, либо к лично-престижной направленности [37]. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростков является динамичной [37]. С позиции параметрической теории группы лидерство в молодежных группах исследовал Д.В. Беспалов. Изучая влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности, ему удалось установить ряд закономерностей. Им было, например, установлено, что потенциальные возможности лидерства, сложившиеся в высокоорганизованных группах реализуются в напряженных ситуациях совместной деятельности в совпадении уровня притязаний лидеров и их реального вклада в группу, оптимальном сочетании стратегического и тактического лидерства [6]. Лидерство в различных социальных средах имеет имманентные специфические характеристики, жестко не связанные с уровнем организованности группы, выражающиеся в личностных особенностях лидеров. Социальная ситуация в молодежных центрах в большей степени способствует актуализации и становлению эффективного лидерства, чем ситуация, сложившаяся в школе [6]. С.Г. Елизаров, проводя изучение мотивационно-ценностной включенности малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов на материале исследования молодежных учебных групп, установил, что лидерство выступает в роли механизма формирования данного феномена [11]. Продолжая исследования указанной выше проблемы в условиях социальных систем различного типа, он пришел к выводу о том, что в качестве механизма формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа выступает обогащение и преобразование лидерства [11]. С. Аль-Гафри, анализируя роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности, установил, что уровень социально-психологической зрелости учебной группы детерминируется структурой лидерства в группе, причем сама структура лидерства включает в себя три группы лидеров: положительных, отрицательных лидеров и лидеров смешанного типа [1]. При этом избирательность воздействия лидеров на отдельные параметры социально-психологической структуры группы детерминируется степенью их включенности в различные виды совместной деятельности [1].

АЛ. Свенцицкий на основе анализа зарубежных теорий лидерства выявил ряд факторов, от которых зависит эффективность деятельности лидера. К ним он отнес «особенности макросреды, социально-экономических и общественно-политических отношений, присущих данной социальной системе, специфику культуры этого общества в целом» [35]. Н.А. Галкина, изучив роль лидерства в формировании направленности активности юношеских групп, пришла к выводу о том, что именно лидеру принадлежит ведущая роль в формировании этого группового показателя. При этом в высокоразвитых группах ценности лидера и группы совпадают в большей степени по сравнению с группами, имеющими более низкий уровень развития. [9]. Таким образом, современная российская лидерология ориентируется на практическую направленность проводимых исследований, среди которых доминируют такие области психологии лидерства, как формирование детского, подросткового и юношеского лидерства, лидерство в подразделениях силовых структур, политическое и организационное лидерство, гендерная психология лидерства, а также личностные качества лидеров. Перспективным и продуктивным в этой связи может выступать исследование, раскрывающее многообразие влияния личности лидера учебной группы на формирование различных форм мотивационно-ценностной включенности учебной группы. Кроме того, такое исследование позволит проанализировать характер воздействия лидерства в учебной группе на отношение группы к целям и ценностям социальной системы, на оценку группы со стороны социальной системы, на формирование имеющегося у малой группы опыта для осуществления ее взаимодействия с социальной системой.


Список литературы
1. Аль-Гафри С. Роль лидерства в функционировании учебной группы как субъекта совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Курск, 2010. – 20 с.
2. Ананченко М.Ю. Влияние архетипов на представления о лидере и лидерстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – №107. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-arhetipov-na-predstavleniya-o-lidere-i-liderstve (дата обращения: 21.01.2014).
3. Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства: монография. – Оренбург, 2000. – 167 с.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология : учеб. пособие, доп. УМО. – СПб.: Питер, 2009. – 430 с.
5. Бендас Т.В Перспективы развития гендерной психологии лидерства в свете современных научных тенденций // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011, №3 (12). – С. 85-92.
6. Беспалов Д.В. Влияние организованности группы на лидерство и его эффективность в напряженных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. ... психол. наук. – Курск, 2005. – 18 с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
8. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза // Молодой ученый, 2012. – №8. – С. 312-315.
9. Галкина Н.А. Роль лидерства в формировании направленности юношеских групп // Духовно-нравственные потенциалы молодѐжного коллектива: диагностика и развитие: материалы Международной науч.-практ. конф. Курск, 21-23 марта 2013 г. Ч. 2. / под ред. А. С. Чернышѐва; Курск.гос. ун-т. – Курск, 2013. – С. 178-182.
10. Гулякина В.В. Копинг-стратегии у лидеров в подростковом возрасте // Малая группа как объект и субъект психологического влияния: материалы Всеросс. науч. конф. (с международным участием). Курск, 21-22 октября 2011 г. Ч.1. / под общ.ред. А.С. Чернышева; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2011.– С. 220-223.
11. Елизаров С.Г. Обогащение и преобразование лидерства как механизм формирования мотивационно-ценностной включенности учебных групп в условиях социальных систем различного типа / Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: сборник материалов 3 международного симпозиума. – М.; Кострома, КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. – С. 124-126.
12. Еникеев Н.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 560 с.
13. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.
14. Крушельницкая О.Б. Исследование лидерства в школьных и студенческих группах // Современная социальная психология: теоретические подходы м прикладные исследования. – 2011. – №3. – С.60-73. 

15. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надѐжности малых групп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – Курск, 2009. – 42 с.
16. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
17. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.
18. Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. – М., 2001. – 16 с.
19. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 275 с
20. Шевченко Т.Н. Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста социально-культурной сферы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – №51.